Как променять свою душу на онлайн-игрушку
Большинство пользователей не подозревают, с чем они добровольно расстаются, принимая без прочтения пользовательские соглашения онлайн-сервисов
Такова реальность нашего времени – сначала мы бездумно кликаем "Yes" под пользовательским соглашением нового почтового ящика или очередного приложения для Facebook, а затем жалуемся на всевидящего и всезнающего "Большого Брата", заполучившего все наши адреса, телефоны, запросы и предпочтения.
Феномен "кликай не читая" известен давно, с тех пор, как в 90-е году пользовательское ПО стало розничным товаром. Но если раньше разработчики программ предлагали пользователю "прочесть и согласиться" чтобы обезопасить себя от судебных исков, то сегодня ситуация с пользовательскими соглашениями заметно изменилась. Явление хорошо изучено психологами и умело используется поставщиками всевозможных онлайн-услуг, которые добавляют в тексты соглашений все более варварские пункты, которые пользователь, конечно же, примет, не читая.
Но стоит ли винить во всем беспечного пользователя, который хочет побыстрее поделиться фотоснимками или построить виртуальную свиноферму, не задумываясь о последствиях? Иной точки зрения придерживаются авторы исследования "Terms and conditions may apply" (игра слов, которую можно перевести как "Правила пользования с ограниченной ответственностью"). По их мнению, разработчики ПО и онлайн-сервисов умышленно создают обстановку, в которой пользователь "глотает не жуя" все навязанные ему условия.
Во-первых, все пользовательские соглашения написаны "трудноусвояемым" юридическим языком, где даже элементарные положения об ответственности сторон невозможно понять без специальной трактовки. К тому же, большая часть популярных онлайн-сервисов предлагают свои соглашения только на английском языке, оставляя с носом остальную часть населения Земли.
Во-вторых, типичные правила раздуты до запредельных размеров, и на их прочтение нужно потратить уйму времени. Еще в 2010 году в адрес Facebook посыпались полушуточные обвинения в том, что их обновленное пользовательское соглашение содержит больше текста, чем вся конституция США. А с тех пор количество текста там еще приросло. Количество времени, необходимое для прочтения всех пользовательских соглашений из "прожиточного минимума" среднего пользователя сети – почта Google, Facebook и базовый пакет программ на ПК и смартфоне – оценивается в несколько десятков часов.
В-третьих, для многих пользователей по-прежнему силен психологический момент "несерьезности" всего происходящего на экране. Большинство из них уверены, что только бумага с печатью и подписью может выражать согласие с какими-либо условиями. В то же время, судебная система США изобилует прецедентами, созданными за последние 10 лет, где принятие пользователем "виртуальных" условий расценивалось как полноправное подтверждение намерений, и большинство этих случаев трактовалось судами в пользу разработчиков.
Будучи полностью уверенными в том, что пользователь примет условия, не читая, некоторые онлайн-сервисы откровенно подтрунивают над своими пользователями. К примеру британский магазин видеоигр GameStation включил в условия пункт, согласно которому покупатели "предоставляют магазину безусловное и эксклюзивное право затребовать свою бессмертную душу".
Но, в отличие от подобных анекдотических случаев, намерения крупнейших онлайн-гигантов весьма серьезны. Примечателен циничный характер метаморфоз, которые претерпели правила пользования крупнейшими онлайн-сервисами. В 2000 году, тогда еще начинающий поисковик Google открыто объяснял пользователям, что "сервис отслеживает компьютеры, а не людей". Приводились понятные аргументы о пользе и удобствах такого отслеживания. Но с тех пор Google вырос далеко за пределы поисковика, превратившись в интернет-колосса. Сегодня пользователи доверяют Google свои фото и видеофайлы, почту и пользуются им как соцсетью. В 2012 году политика обработки персональных данных радикально поменялась – Google слил воедино данные о пользователях различных сервисов, собранных под свой "зонтик" - YouTube, Picasa, Gmail и т.д. Теперь личные данные пользователей, их поисковые запросы и предпочтения, стали главным активом, приносящим корпорации прибыль.
Но получение прибыли – не единственная цель, с которой онлайн-монстры старательно собирают данные о пользователях. В числе заинтересованных сторон – американские власти и спецслужбы. Как стало ясно из подробностей программы PRISM, раскрытых Эдвардом Сноуденом, в обмен на данные о своих пользователях, хайтек-компании получали от государства "плюшки" в виде разведданных, помогающих повысить конкурентоспособность. Некоторые компании, опять таки, открыто предупреждали об этом пользователей, черным по белому, в текстах пользовательских соглашений. К примеру, в правилах AT&T указано, что "компания оставляет за собой право использовать и передавать властям любую информацию, сгенерированную абонентом, для предотвращения незаконной активности". Таким образом, высокотехнологичная компания, среди прочего, берет на себя часть функций правоохранительных органов.
Неприятные сюрпризы пользовательских соглашений не исчерпывается только подсовыванием драконовских условий, в расчете на то, что пользователь примет их не читая. Компании оставляют за собой право в любой момент изменить эти условия, не требуя от пользователя повторного согласия. Иными словами, получив однажды согласие пользователя, компании принимают как факт, что пользователь автоматически соглашается со всеми последующими изменениями "правил игры", даже эти изменения преобразят сервис до неузнаваемости.
В этом плане особенно "преуспел" Facebook. Крупнейшая соцсеть уже несколько лет "втихую" расширяет перечень личных данных пользователя, которые по умолчанию доступны всему миру. К примеру, на заре своего становления, приватность пользователя Facebook была сравнительно высокой – пользователям, не входящим в список друзей, были видны только имя, фото и записи на стене. Раз за разом расширяя этот список на протяжении последних лет, сегодня Facebook буквально "обнажает" своих пользователей перед миром.
Даже если пользователь твердо решил стать на путь собственной "анонимизации", его ждет множество препятствий. К примеру, удаленные записи на самом деле не удаляются, а просто скрываются со страницы – Facebook хранит всё, что однажды было опубликовано. А возможности удалить свой фейсбук-аккаунт попросту не предусмотрено - "удаленный" аккаунт на самом деле просто замораживается, но с таким же успехом сохраняется на серверах компании.
Чувство дискомфорта от слежки – не единственная неприятность для пользователей сегодняшнего интернета. Эксперты подсчитали ущерб пользователей в денежном выражении – около $250 млрд в год. В эту сумму входят и непрямые убытки – такие, как недавняя "инициатива" Instagram продавать пользовательские фото, не делясь выручкой с авторами. И, конечно же, прямые убытки, которые в некоторых случаях также анекдотичны, как и пресловутая "продажа души". К примеру, GPS-оператор TomTom продавал географические координаты своих пользователей голландской дорожной полиции, догадываясь, что их наверняка оштрафуют за превышение скорости.