Платный пакет "Зеонбуда" угрожает украинским телеканалам

Частный нацоператор цифрового ТВ запустит платный пакет зарубежных каналов, который вытеснит с рынка украинские медиагруппы

Общенациональный провайдер эфирного цифрового телевидения "Зеонбуд" тестирует трансляцию платного пакета, состоящего из 20 каналов, преимущественно зарубежных. Запуск пакета в сети по всей стране запланирован на первый квартал 2014 по цене 35 грн. для абонента. Об этом "proIT" сообщил один из участников рынка.

Стоит отметить, что о намерении запустить платный пакет Виктор Галич, директор "Зеонбуда", говорил еще в конце 2012. Тогда старт вещания был запланирован на первый квартал 2013, а в пакет из 20 каналов должны были войти РТР, ПКВС (Первый канал. Всемирная сеть), Discovery, Eurosport, National Geografic т др.

При этом, в отличие от украинских телекомпаний, которые платят "Зеонбуду" за вещание, зарубежные каналы сами будут взимать плату с "Зеонбуда", т.е. работать по схеме, аналогичной для кабельных и спутниковых операторов. И, по мнению участников рынка, такая бизнес-модель частного монополиста национального эфирного телевидения представляет собой угрозу честной конкуренции на рынке.

Как предполагают эксперты, для закрепления на рынке и вытеснения конкурентов "Зеонбуд" может воспользоваться возможностью кросс-субсидирования платного пакета за счет доходов, получаемых от трансляции украинских телеканалов. Несмотря на то, что такие действия противозаконны, доказать на практике факт кросс-субсидирования крайне сложно. Кроме того, конкурентные позиции национального оператора сильны еще и потому что он находится в привилегированном положении, поскольку государство датирует приобретение гражданами цифровых тюнеров. Так в 2012 государство выделило на покупку льготникам 885 тыс. цифровых тюнеров 350 млн. грн., впрочем, в 2013 бюдет не осилил еще 300 млн. грн. для покупки следующей партии устройств.

Принимая во внимание текущее положение "Зеонбуда" на рынке и его амбициозные планы, перед началом предоставления программной услуги в виде платного пакета, оператор должен существенно снизить цены на ретрансляцию сигналов для ТВ-каналов, считает Константин Грицак, директор ассоциации "Телекоммуникационная палата Украины": "Это должно стать хорошей новостью для украинских вещателей".

Однако вопросы вызывает не только добросовестность рыночной конкуренции "Зеонбуда", но и в принципе законность трансляции платного пакета каналов частным нацоператором, а также вытеснение из сетки вещания отечественного контента. Ольга Большакова, руководитель Центра адвокации и лоббирования Национальной ассоциации вещателей, считает законных оснований для распространения платного пакета у "Зеонбуд" сегодня нет: "Единственный законный способ легализовать такую деятельность ― провести соответствующий конкурс Национальным советом по ТВ и РВ. Но в условиях, когда многие украинские вещатели с действующими лицензиями не имеют возможности продолжить вещание в цифровом формате, для проведения такого конкурса нужно внести изменения в План развития национального телерадиоинформационного пространства Украины. В этих изменениях должно быть прямо сказано, что Нацсовет считает нецелесообразным дальнейшее развитие национального телевидения и отныне приоритетным будет такой контент телепрограмм, который позволил бы их продавать".

По словам Ольги Большаковой, такие изменения будут обжалованы в Минюсте и суде, поскольку главным принципом госполитики в сфере телерадиовещания является принцип протекционизма в отношении распространения программ и передач отечественного производства. "Поэтому, я думаю, что "Зеонбуд" выберет какой-нибудь менее законный, но более простой путь коммерциализации эфирного телевидения. Как только станет известен их выбор, можно будет предложить и соответствующую стратегию защиты украинского телевещания", ― отмечает руководитель руководитель Центра адвокации и лоббирования НАВ.

Между тем, в Нацсовете по ТВ и ВР давно знакомы с планами "Зеонбуда" и не разделяют опасений участников рынка. В комментарии "proIT" Владимир Манжосов, председатель Нацсовета, отметил, что сегодня существует как законодательная, так и техническая возможность вещания платного пакета нацоператором. "В пользу этой идеи говорит важность социальной функции провайдера по обеспечению жителей, проживающих за границами крупных населенных пунктов, познавательными и развивающими каналами", ― отмечает Владимир Манжосов. При этом председатель Нацсовета подтвердил, что для вещания платного пакета каналов "Зеонбуду" необходимо будет внести соответствующие изменения в провайдерскую лицензию, что может сделать лишь Нацсовет.

Кроме того, Лариса Мудрак заместитель главы Нацсовета, в комментарии "proIT" подчеркнула, что не видит угрозы отечественному контенту со стороны иностранных каналов в возможном платном пакете "Зеонбуда": "Вы не забывайте, что в кабельном вещании сегодня также очень много иностранных каналов. Те же CNN, новостные каналы и каналы мирового значения интересны зрителю. Мы не можем также об этом забывать".

По мнению участников рынка, степень влияния на рынок платного пакета "Зеонбуда" будет зависеть от того, какие каналы войдут в пакет, и будет ли в них размещаться реклама. Если предположить, что в пакет войдут популярные зарубежные каналы Discovery и Animel Planet, то наверняка 1,75 грн. с абонента будет недостаточно, чтобы такие программы транслировались без рекламы. Тем более абонентов у "Зеонбуда" пока немного, а сеть — всеукраинская. В таком случае, украинские телеканалы, которые уже несколько лет оплачивают завышенные в несколько раз тарифы "Зеонбуда", будут вынуждены конкурировать за рекламу с популярными зарубежными каналами. Можно предположить, что многие из них не выдержат такой конкуренции и будут вынуждены уйти с рынка.

Константин Грицак считает, что выход "Зеонбуда" с платным пакетом усилит конкуренцию, а "пирог" абонентских денег и средств рекламодателей придется делить уже на большее количество игроков. "Но уже сейчас можно предположить, что в наихудшем положении окажутся небольшие операторы, которые не предлагают своим абонентам новые современные сервисы и очевидно не выдерживают конкуренции с общеукраинскими игроками", ― отмечает Констатин Грицак.

Другие участники рынка не видят особой угрозы своему бизнесу в виде платного пакета "Зеонбуда". Оксана Ферчук, генеральный директор Viasat, даже приветствует обострение конкуренции на рынке платного ТВ: "Еще один игрок в сфере платного ТВ, безусловно, позитивное событие. Это расширение предложения для потребителя, это конкуренция, которая позволяет рынку, индустрии, развиваться динамичнее. Главное, на наш взгляд, что бы новый игрок развивал рынок, предлагая качественный контент по рыночной цене и не кросс-субсидировал сервис за счет других источников дохода (бесплатного ТВ)".

Анна Михаэлян, руководитель отдела по связям с общественностью "Воля", не считает "Зеонбуд" свои конкурентом: "Наша стратегия нацелена на дальнейшее развитие бандл-предложения "ТВ+Интернет" и интерактивного телевидения, поэтому наша целевая аудитория отличается от пользователей эфирного цифрового телевидения. Как в случае цифрового кабельного телевидения, так и в случае интерактивного телевидения наша компания предлагает более разнообразный и насыщенный контент, поэтому говорить о конкуренции в данном случае не совсем уместно".

В свою очередь, большинство из четырех крупнейших украинских медиагрупп не ответили на запрос "proIT". В пресс-службе "Медиа Группы Украина" планы "Зеонбуда" прокомментировали сухо: "Любой провайдер вправе выстраивать свои договорные отношения с правообладателями в рамках действующих законодательных норм. Комментировать чьи-либо возможные намерения, которые не подтверждены фактами, считаем некорректным и, как минимум, преждевременным".

Однако пока еще крупные платформы и операторы не прочувствовали на себе все "прелести" конкуренции с нацоператором, продающим пакет по демпинговой цене, в стране уже давно иде процесс ухода с рынка региональных и местных телекомпаний. Финансовые трудности, проблемы с получением или продлением лицензий заставляют сворачивать бизнес отечественных поставщиков контента. И надеятся на поддержку нацрегулятора им не приходится. "Проблема регионального вещания ― это в первую очередь, проблема самого регионального вещания, которое имеет достаточно слабые финансовые возможности, не осуществляет полноценное 24-часовое вещание и мы об этом говорили еще в 2010, с самого начала проекта по переходу на цифровое телевидение", ― подчеркивает Владимир Манжосов.