Связь 3G падает жертвой закулисных интересов

Блеснувшая месяц назад надежда на скорое внедрение 3G меркнет на глазах

Примерно месяц назад Национальная Комиссия по регулированию связи и информатизации (НКРСИ) обозначила своё искреннее, чистосердечное намерение урегулировать одну из проблем отечественного рынка телекоммуникаций — дать возможность его участникам использовать принцип так называемой технологической нейтральности. Проведено всеотраслевое совещание, собрана рабочая группа, произнесено много красивых слов. Увы, последние события не оставляют сомнений в том, что всё останется по-прежнему. Технологическая нейтральность, а по сути — задача внедрения в Украине 3G, 4G и любых других радиотехнологий, — по-прежнему остаются заложниками закулисных интересов хорошо всем известных игроков. 

Майдан как двигатель прогресса

Едва ли случайно члены НКРСИ решили обозначить свою готовность внедрять всё хорошее и актуальное именно сейчас. Грянула очередная "революция" в верхах и бюрократический люд вынужденно озаботился сохранением хорошо нагретых, насиженных мест. С одной стороны часть представителей рынка решили испытать на прочность утомившую их Нацкомиссию, выразив ей своё недоверие и озвучив требование люстрации её членов. С другой стороны парламентский Комитет по вопросам предпринимательства принял пас от операторов и развернул атаку на позиции "регулятора". Ставим это слово в кавычки, ибо и де-факто, и де-юре Комиссия уже давно потеряла статус независимого регуляторного органа и, по сути, занимается документальным оформлением решений либо спущенных сверху, либо оплаченных участниками рынка в неофициальном порядке. За подписью главы Комитета А. Кужель в НКРСИ поступило настойчивое пожелание в безотлагательном порядке приступить к разрешению давно назревшего вопроса о технейтральности.

Демонстрация увесистой дубинки буквально с первого раза дала изумительный результат. Глава Нацкомиссии П. Яцук обещал решить вопрос о введении технической нейтральности "в течение 60 дней". По меркам украинской бюрократии — практически завтра. Уместен вопрос — верить ли этим обещаниям?

Можно ли исправить горбатого?

Во-первых, обращает внимание та самая оговорочка про "максимально короткие сроки, не превышающие 60-ти дней". Речь идёт о вопросе, уже исследованном много-много раз со всех мыслимых сторон. Там попросту нет работы на два месяца. Тем более что само по себе принятие технологической нейтральности как принципа не отменяет необходимости согласования радиоэлектронной совместимости и других технических процедур. Это чистой воды политической решение: "да, мы допускаем техническую нейтральность" или "нет, не допускаем". 

Во-вторых, никуда не делось давно уже очевидное нежелание НКРСИ решать по существу первопричину унылой возни вокруг технейтральности — крайне неэффективное использование РЧР кучкой монопольных пользователей остродефицитных частот, начиная с "Укртелекома" и заканчивая бумажными структурами наподобие "ММДС-Украина". Эти компании либо просто сидят на частотах, подобно собаке на сене, либо имитируют коммерческую деятельность, зарабатывая смехотворные десятки миллионов гривен в год. К примеру, доход "Укртелекома" за 2013 год от предоставления услуг мобильной связи не достигает и 2% рынка, составляя менее 600 млн. гривен.   

В-третьих, НКРСИ по-прежнему продолжает увязывать вопрос о введении технологической нейтральности с необходимостью некоей "конверсии", "расчистки" и "рефарминга". При этом ни для кого не является секретом, что фактически львиная доля подлежащих "расчистке" частот уже давно не используется, а сами суммы, заявленные Генштабом на замену радиоэлектронных средств, включают в себя значительную коррупционную составляющую. 

Наглядной иллюстрацией реального, а не декларативного отношения НКРСИ к выполнению своих обязанностей может служить круглый стол, проведенный 2 апреля газетой "Капитал"

технологической эволюции украинского рынка телекоммуникаций, равно как законные интересы абонентов и страны в целом по-прежнему являются заложниками интересов одной-единственной коммерческой структуры. Интересы абонентов в принципе не вписываются в эти сомнительные "расклады" и не интересуют ни "регулятора", ни правительство в целом. 

Чтобы избавить Украину от позорного клейма единственной (!!!) страны в мире, где операторы GSM-сетей не имеют доступа к технологиям хотя бы третьего поколения, нужна лишь политическая воля. И немного времени. 

Время ещё есть. А есть ли воля?