Оповестит ли государство об авианалёте?

Бездеятельность «некомпетентных органов» и дряхлость системы оповещения о ЧС оставляют гражданам надежду только на собственные силы

В условиях растущей угрозы применения вооруженных сил Российской Федерацией на территории Украины и вопиющей дезорганизации государственного силового блока, а по большому счету всего госаппарата, редакция "proIT" продолжает изучать степень работоспособности и эффективности существующей системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, к которым, согласно п. 24, ст. 2 Кодекса гражданской защиты, относятся и военные действия.

Стоит отметить, что в статье "Выручит ли нас система оповещения ГО образца 1941 года?" редакция пришла к выводу, что в Украине, вопреки закону о телекоммуникациях, не существует Национального центра оперативно-технического управления сетями (НЦОТУС) — центрального узла, к которому были бы подключены все мобильные операторы, интернет-провайдеры, теле- и радиосети страны с целью оповещения населения о ЧС всеми доступными каналами связи.

Более того, операторы подтвердили, что не имеют представления о своей роли в системе оповещения населения. Это в то время, когда в Кодексе гражданской защиты недвусмысленно сказано (пп. 2, п. 2, ст. 30), что оповещение об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается путем "централизованного использования телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе мобильной (подвижной) связи, ведомственных телекоммуникационных сетей и телекоммуникационных сетей субъектов хозяйствования в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, а также сетей общенационального, регионального и местного радиовещания и телевидения и других технических средств передачи (отображения) информации".

Чем чревата такая халатность или откровенная некомпетентность чиновников, отвечающих за интеграцию современных коммуникационных сетей в систему оповещения, видно на примере событий в Славянске и Красноармейске. Там, как известно, незаконные вооруженные формирования захватили несколько районных центров Донецкой области, а также местные РТПС. Начало антитеррористической операции долго откладывалось, поскольку силовики опасались многочисленных жертв среди гражданского населения, не осведомленного о правилах поведения во время АТО. И, очевидно, чтобы формально снять себя ответственность за возможные жертвы, силовые структуры из всех форм оповещения о порядке действия во время АТО выбрали практику прошлого века ― разбрасывание листовок из вертолета.

Такой подход власти к оповещению населения о ЧС (чем АТО безусловно является в рамках определения Кодекса) вызывает большие сомнения в способности ответственных чиновников своевременно и в полном объеме предупреждать население о порядке необходимых действий в случае угрозы авианалета, артиллерийского удара, начала военных действий, проведения АТО и т.п.

При этом не стоит полагаться и на инициативность самих операторов связи. Несмотря на то, что в их силах отправить информационные SMS абонентам, находящимся даже в зоне действия одной БС (это показывает практика событий на Майдане, хотя и не ими реализованная), делать это на свое усмотрение они не будут.

Михаил Шуранов, директор по корпоративным связям Киевстар, говорит, что технически сеть "Киевстар" готова к тому, чтобы осуществлять адресные рассылки предупреждающих SMS абонентам, находящимся в определенной географической местности. "Однако операторы не могут действовать в таких случаях по собственной инициативе. Задачи на оповещение населения должны ставиться уполномоченными организациями. Эти вопросы должны решаться государственным регулятором, и организацией, которая отвечает за функционирование телеком связи в случае введения режима чрезвычайного положения ― Центр управления сетями. "Киевстар" в своих действиях руководствуется исключительно требованиями законодательства", ― подчеркивает представитель "Киевстар".

Тоже самое говорят и в пресс-службе мобильного оператора life:): "Конечно, технически обеспечить рассылку SMS-сообщений для абонентов, находящихся в определенном месте или регионе, возможно. Однако согласно украинскому законодательству и принимая во внимание, что мобильный оператор является коммуникационным провайдером (а не непосредственным исполнительным органом или органом, принимающим решения), подобные стратегические шаги невозможны по решению отдельно взятого оператора". В компании отмечают, что для подобных рассылок государство должно принять соответствующее решение.

При этом операторы отмечают, что на законодательном уровне заставить их отключить связь, например, для саботажа оповещения населения, не так-то просто. Операторы прекращают поставлять услуги только в соответствии с требованиями действующего законодательства и другими нормативно-правовыми актами, включая закон "О телекоммуникациях", а также, например, руководствуясь Порядком, утвержденным постановлением Кабмина от 12 мая 2004 года, где прямо предусмотрены случаи отключения конечного оборудования. Кроме того, случаи отключения связи также могут определяться документами по использованию оборудования в разделах о его привлечении к незаконным действиям и действиям, угрожающим интересам государственной безопасности.

Как бы там ни было, сегодня рассчитывать на оповещение о ЧС каналами мобильных операторов, как и подавляющим большинством интернет-провайдеров не стоит. После консультаций с представителями департаментов по вопросам гражданской защиты Киевской и Черниговской облгосадминистрации стало очевидно, что на сегодня вся действующая система оповещения населения о ЧС основана на радиоточках "Укртелекома", сети эфирного телевидения, уличных громкоговорителях и электросиренах.

По словам Николая Сека, директора департамента по вопросам гражданской защиты Киевской ОГА, ныне существующая система оповещения в основном создана и смонтирована в 60-х годах прошлого столетия. "Она морально и физически устарела. На мой взгляд, как не специалиста в области связи, износ этой аппаратуры составляет, наверное, 80-90%". Однако он утверждает, что система регулярно проверяется и находится в рабочем состоянии.

В Департаменте информационной деятельности и коммуникаций с общественностью Черниговской облгосадминистрации сообщили, что аналоговым и цифровым телевидением охвачено 80% территории области, около 75% населения, а эфирным радиовещанием ― 40% территории области. При этом обращение (инструкция) к гражданам на случай угрозы будет размещено на официальном сайте облгосадминистрации в рубриках "Информация, которая имеет общественный интерес" и "Новости Черниговщины".

Николай Сек, как и его коллеги из Черниговской ОГА также уверяют, что у них заготовлены специальные тексты обращения к гражданам области на случай возникновения ЧС. Правда, что там написано чиновники не говорят, ссылаясь на то, что это секретная информация.

По словам Николая Сека, решение об оповещении населения области принимает руководитель ОГА и с момента принятия такого решения и до непосредственно оповещения пройдет буквально несколько минут. "Думаю, что на протяжении первых 10-15 минут сообщение получит примерно 30-40% населения. Однако это сообщение будет повторяться снова и снова каждые 10 минут, пока его все не услышат по радиоточкам и местным телеканалам", ― говорит директор департамента Киевской ОГА.

Николай Сек не скрывает, что ныне действующая система оповещения населения не отвечает современным реалиям. Он говорит, что по этой причине сначала МинЧС, а после реформирования Госслужба чрезвычайных ситуаций разработала концепцию современной системы оповещения, однако для ее внедрения каждая область должна выделить 22 млн. грн. поскольку у областей таких денег нет, областные советы не голосуют за принятие программы внедрения такой системы.

Как бы ни хотелось верить в работоспособность системы оповещения образца 60-х годов прошлого века, в вопросах спасения в случае ЧС населению все же стоит рассчитывать лишь на свои силы. Чтобы вовремя узнать о возникновении ЧС сегодня нужно использовать социальные сети. В подготовке "тревожного чемоданчика" поможет масса тематических интернет-ресурсов или даже такое видео:

интерактивную карту бомбоубежищ в Киеве. Учитывая, что с нынешней системой оповещения мы имеем все шансы узнать об авианалёте по звуку рвущихся бомб, имеет смысл изучить ближайшие убежища заранее. А при подготовке к возможному введению ЧП лучше всего руководствоваться всем известной фразой: "спасение утопающих дело рук самих утопающих".