"Чаще доить и реже кормить..."
Правительство установило чудовищный разрыв между стоимостью использования РЧР для операторов мобильной связи и остальными пользователями
Обнародованные Кабмином условия конкурса на частоты для третьего поколения не оставляют сомнений в реальных, а не декларативных приоритетах государственной политики в сфере телекоммуникаций. Правительство будет "мобилизовывать" ресурсы именно тех компаний, которые и так несут наибольшее фискальное бремя. Его не смущает, что фискальная нагрузка на бизнесы "простых" зарубежных акционеров и "непростых" резидентов Украины отличается не в разы, а на порядки. Показателен и тот факт, что наличие "молодых и продвинутых" предпринимателей в лице Ложкина, Шимкива и Яценюка никак не отразилось на хватательных рефлексах украинского государства. Как и все предыдущие годы оно придерживается политики "чаще доить и реже кормить".
Сколько будет "достаточно"?
Устами замглавы АП г-на Шимкива государство озвучило свои ожидания в размере примерно 3 миллиардов гривен за лицензии и 2 миллиардов в пользу Министерства обороны для проведения конверсии частот. Помимо этого от операторов ожидают дополнительных инвестиций в размере "не менее 5 млрд. грн. в течение 2014‑2015 гг." Подготовленный НКРСИ проект тендерных условий ориентируется на показатели стоимости 1 МГц на одного жителя, достигнутые в результате аналогичных конкурсов в соседних странах. Например, в Турции этот показатель составил $ 0,13, в Румынии — $ 0,16, в Польше — $ 0,21. Как результат, стоимость одной лицензии должна составить от 1,053 до 1,701 миллиардов гривен.
Участники "большой тройки" уже предупредили, что чем выше окажутся их расходы на получение лицензий, тем меньше средств они смогут инвестировать в их освоение. В качестве приемлемых назывались цифры от одного до полутора миллиардов гривен с учётом расходов на конверсию. В своих комментариях не для печати представители компаний возмущаются тем, что государство использует любой предлог для увеличения фискальной нагрузки на бизнес мобильной связи, давно потеряв чувство меры.
Чтобы оценить обоснованность операторской позиции, посмотрим на некоторые цифры.
Таблица №1 Ставка сбора за 1 МГц в одном регионе, грн. для разных радиотехнологий
|
Диапазон |
Вид радиосвязи |
Ставка сбора за 1 МГц в одном регионе, грн. |
Повышение ставки сбора по сравнению с 20001 годом, разы |
||||||
|
постановление КМУ от |
Налоговый кодекс Украины с изменениями от |
||||||||
|
31.01.2001 № 77 |
27.12.2008 № 1150 |
23.04.2010 № 321 |
02.12.2010 |
22.12.2011 |
20.11.2012 |
27.03.2014 |
|||
|
UA01, UA03, UA04 |
Мобильная связь (GSM, CDMA) |
1000 |
1580 |
7900 |
8666,3 |
9437,6 |
10183,17 |
20366,34* |
20,4 |
|
UA06a, UA06b, UA07a, UA07b, UA08a, UA08b, UA08c, UA08d |
Радиосвязь в многоканальных распределительных системах для передачи и ретрансляции телевизионного изображения, передачи звука и цифровой информации (2-7 ГГц) включая WiMAX, LTE, MMDS и другие технологии операторского класса для БШПД |
9 |
14 |
14 |
15,36 |
16,73 |
18,05 |
36,1* |
4,0 |
|
- |
Радиосвязь в многоканальных распределительных системах для передачи и ретрансляции телевизионного изображения, передачи звука и цифровой информации (10-42,5 ГГц) включая радиорелейную связь |
9 |
5 |
5 |
5,49 |
5,98 |
6,45 |
12,9* |
1,4 |
|
UA02, UA05, UA01, UA09e |
Радиосвязь в системах передачи данных с использованием шумоподобных сигналов - 802.11 (Wi-Fi) и операторские технологии для диапазонов 1427 - 2400; 2400- 2483,5; 5150 - 5850 МГЦ |
10 |
8 |
8 |
8,78 |
9,56 |
10,32 |
20,64* |
2,1 |
|
- |
Другие виды связи, которые не вошли… |
300 |
476 |
476 |
522,17 |
568,64 |
613,56 |
1227,12* |
4,1 |
*Для ширины полосы радиочастот до 30 МГц (15х2) в каждом регионе отдельно, принадлежащих отдельному плательщику сбора - пользователю радиочастотного ресурса, применяется понижающий коэффициент 0,75.
Источник: Налоговый Кодекс Украины, Раздел XV Сбор за пользование радиочастотным ресурсом, Ст. 320
Бросается в глаза без преувеличения чудовищный разрыв между стоимостью идентичного по своей природе ресурса для компаний, занимающихся аналогичной деятельностью. И операторы мобильной связи, и операторы беспроводных сетей передачи данных предоставляют, по сути, идентичные услуги. Обращает внимание и непрерывный рост стоимости РЧР для операторов мобильной связи, в двадцать раз с 2000 года, при том что для других видов связи этот показатель оказался в пять раз меньше. Чтобы понять, о каких абсолютных цифрах идёт речь, взглянем на следующую таблицу. Приведенные в ней данные характеризуют фактический размер фискальной нагрузки на бизнес разных операторов.
Таблица №2 Расчет годовой платы за использование радиочастотного ресурса по диапазонам за 20 МГц спектра за всю Украину (национальная лицензия, 27 регионов), действующая ставки сбора на 27.03.2014
|
Услов. обозн. |
Полоса частот |
Условия использования полосы частот |
Сумма за год, тыс. грн. |
% от платы мобильного оператора |
Максимальный размер ежегодных платежей, за всю полосу частот, млн. грн. |
|
UA01 |
890-925 МГц/ |
эксклюзивно, одним оператором |
131 973,9 |
100,0 |
461,9 |
|
UA02 |
1452-1492 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
133,7 |
0,101 |
0,3 |
|
UA03 |
1710-1785 МГц/ |
эксклюзивно, одним оператором |
131 973,9 |
100,0 |
989,8 |
|
UA04 |
1920-1980 МГц/ 2110-2170 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
131 973,9 |
100,0 |
791,8 |
|
UA05 |
2400-2483,5 МГц |
не эксклюзивно, несколькими оператороми по условию ЭМС |
133,7 |
0,101 |
0,5 (5,9**) |
|
UA06а |
2500-2570 МГц/ |
эксклюзивно, одним оператором |
233,9 |
0,177 |
1,6 |
|
UA06b |
2570-2620 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
233,9 |
0,177 |
0,6 |
|
UA07а |
3400-3600 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
233,9 |
0,177 |
2,3 |
|
UA07b |
3600-3800 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
233,9 |
0,177 |
2,3 |
|
UA08а |
5150-5250 МГц |
не эксклюзивно, технологические пользователи по условию ЭМС |
233,9 |
0,177 |
1,2** |
|
UA08b |
5250-5350 МГц |
не эксклюзивно, несколькими оператороми по условию ЭМС |
233,9 |
0,177 |
1,2 (3,84**) |
|
UA08с |
5470-5670 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
233,9 |
0,177 |
2,3 |
|
UA08d |
5690-5725 МГц |
- |
- |
- |
0,4 |
|
UA08e |
5725-5850 МГц |
эксклюзивно, одним оператором |
133,7 |
0,101 |
0,8 |
|
ИТОГО: |
1612 МГц |
|
|
|
2 257,2 |
**приведены расчёты для одного оператора (в скобках приведены расчёты исходя из количества повторно выданных лицензий на использование радиочастотного ресурсу на одну и ту же самую полосу радиочастот в одном регионе Украины
Источник: журнал Wireless Ukraine №13-14 (1-2) 2013, стр. 40-41
Фактические темпы роста затрат на оплату РЧР можно показать на примере компании "Киевстар" (в тыс. грн.).
- В 2010 - 96 108.4
- В 2011- 168 213.5
- В 2012 – 239 018.08
- В 2013 – 312 424.00
- В 2014 – 522 000 – 523 000 (прогноз)
Можно говорить о том, что рынок мобильной связи подвергается целенаправленной дискриминации и рассматривается государством как свой карман, из которого можно брать столько, сколько нужно, с каждым годом всё больше и больше.
Стоит напомнить, что помимо описанных выше дискриминационных ставок платы за РЧР операторы мобильной связи с 1999 года, платят специальный целевой налог, т.н. сбор в Пенсионный Фонд. Он был введен как разновидность налога на роскошь, в размере 5%. В настоящее время его ставка составляет 7,5%, что является абсолютным рекордом для потребительского рынка.
Обращает внимание наличие агрессивной кампании в поддержку ещё большего увеличения стоимости лицензий. На протяжении июля в СМИ появилась серия однотипных материалов, которые обвиняли членов НКРСИ в занижении стоимости лицензий, а операторов - в нежелании поделиться своим сверхдоходами с украинскими военными. В качестве обоснования этих претензий приводились данные по 3G-аукционам минувших лет, включая печально известные британский и немецкий.
В этой же плоскости лежит идея поочерёдного розыгрыша лицензий. По мнению её сторонников, это столкнёт лбами претендентов и позволит максимизировать конечную цену лицензий. Для поддержки этой идеи в публичное пространство проталкивается мнение об отсутствии достаточного количества свободных частот. Мол, прямо сейчас есть возможность разыграть только одну лицензию, что и нужно сделать немедленно. Остальные можно будет разыграть попозже, после осуществления конверсии.
Qui prodest?
Характерной особенностью украинского телекома является наличие большого числа "спящих" компаний, располагающих лицензиями на востребованные частоты. Ярким примером является компания "ММДС-Украина", принадлежащая СКМ Рината Ахметова. В 2011 году она получила право на использование LTE, при этом занимает, с некоторыми оговорками, весь отведенный для LTE диапазон 2,5-2,7 ГГц. Располагая уникальными возможностями, собственники компании все эти годы пассивно ждут сговорчивого покупателя на свой "эксклюзив". Своих радиочастотных "подснежников" имеют ещё ряд украинских предпринимателей разного калибра. Все они объединены общей бизнес-моделью, которая сводится к изъятию ренты за доступ к ограниченному ценному природному ресурсу.
В ситуации тяжелейшего кризиса государству стоит ещё раз задуматься над своими приоритетами. Необходимо ликвидировать чудовищные диспропорции в сфере управления РЧР, в первую очередь выровнять фискальную нагрузку на разные категории его пользователей. Повышение фискальной нагрузки на "подснежников" позволит увеличить поступления в бюджет, заставит их умерить свои аппетиты в переговорах с мобильщиками. Это позволит консолидировать отрасль, уменьшить операционные издержки лидеров, увеличить одновременно объём предоставляемых услуг и налоговые отчисления.
Выбор прост: или инвестиции, или очередные изъятия.
Автор благодарит Александра Федиенко, эксперта рынка телекоммуникаций, за помощь в подготовке материала
Полная версия материала доступна в блоге автора "Тотальные коммуникации": https://totaltelecom.livejournal.com/448795.html