Рубрики
МЕНЮ
Екатерина Белоброва
После публикации указа президента Владимира Зеленского "О мерах по улучшению доступа к высокоскоростному мобильному интернету", "Комментарии" поинтересовались мнением отечественных экспертов касательно этого вопроса.
Экономист Виктор Скаршевский заявил, что этот указ демонстрирует очередную путаницу с полномочиями. Главе государства, по мнению эксперта, стоит сосредоточиться на более важных для Украины вещах.
"То, что президент хочет, как сказано в указе, обеспечить "максимальное покрытие территории Украины сетями подвижной (мобильной) связи третьего и четвертого поколений, предоставление широкополосного доступа в интернет, получения повсеместно гражданами Украины преимуществ и возможностей цифрового мира, прежде всего в сферах образования, медицины, электронной коммерции, административных услуг, развития электронной демократии" — это, конечно, замечательно. Приятно, что Зеленский и Офис президента (который, по сути, остался той же администрацией) об этом думают. Плохо то, что у нас опять начинается путаница с полномочиями. Потому что всё, что описано в указе, — это вопрос не президента, а правительства. Президент, согласно Конституции, отвечает за внешнюю политику, за вопросы нацбезопасности и обороны. Нигде в его конституционных полномочиях нет ничего о 4G или 5G. Главе государства стоило бы сосредоточиться на действительно важных для Украины моментах: установлении мира на Донбассе (переговоры о завершении военного конфликта, экономическая и гуманитарная реинтеграция граждан, проживающих на временно неподконтрольных территориях); установление верховнества права, включая защиту прав собственности. Вот здесь нужно демонстрировать прогресс, которого так ждут украинцы. А от указов типа этого "интернетного" нашим гражданам – ни холодно, ни жарко".
Финансовый аналитик Алексей Кущ заявил нашему изданию, что указ президента Владимира Зеленского о мерах по улучшению доступа к высокоскоростному мобильному интернету не совпадает с украинской реальностью.
"Я бы очень осторожно относился к подобным указам. Как показывает опыт таких стран как Южная Корея, Китай или Эстония (которые делают большие успехи в применении новых стандартов связи, а также в диджитализации экономики и государственного управления), всё происходит не на основании указов, а путем создания качественных условий рыночной среды, реформы систем госуправления. Государство должно написать своеобразный алгоритм функционала госуправления, который следует адаптировать к возможностям его диджитализации. А обволакивание всего это в цифровые интерфейсы должно происходить по мере развития предпринимательской среды, рынка. Речь о том, что сначала нужен каркас того, что мы планируем диджитализировать. Сегодняшнюю систему госуправления с многочисленными абсолютно неэффективными структурами, горизонтальными и вертикальными связями, запихнуть в смартфон практически нереально. То же самое с механизмами функционирования рыночной среды – многие сегменты рынка находятся под управлением монополистов. Ситуации может использоваться ими для дополнительного доминирования над другими участниками рынками, подавления их, в том числе с помощью новых возможностей для сбора информации. Нужно разработать новый каркас системы госуправления, а потом уже проводить диджитализацию — не на основании указов, а на основании естественных процессов. Техническая революция совершается не указами, а бизнесом. Трудно представить, к примеру, указ Трампа о развитии новых поколений информационных систем в США. Административными методами такое не внедряется. Еще момент. По мере перехода на новую ступень качества связи, нужно создавать более плотную сетку покрытия, более плотную сетку технических станций, которые поддерживают связь. С этим — проблема. У нас неэффективная рыночная среда. Процессы выделения земли, получения разрешительных документов – достаточно сложные. Рыночным операторам связи трудно в таких условиях наращивать сетку. Кроме того, рынок украинской мобильной связи поделен между несколькими крупными операторами. Они могут координировать тарифную политику, это отражается и на качестве услуг. Проблема с сеткой покрытия приводит к тому, что даже при частичном переходе на тот же 3G ухудшается качество мобильной связи. Чтобы таких казусов не было и нужно создавать более эффективные условия для развития рынка мобильной связи. Самое главное, что на такие продукты должен быть запрос бизнеса и населения, а не указы. А такой запрос появится лишь по мере развития экономики и роста благосостояния украинцев. И тут указами не поможешь".
Новости партнеров
Новости