Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Итальянский автопроизводитель Fiat и российская компания “Соллерс” создают в России совместное предприятие по выпуску легковых автомобилей. Речь идет о девяти моделях на платформе Fiat и Chrysler Jeep.
Соглашение о намерениях было подписано в Набережных Челнах, где и планируется разместить предприятие, а выпускать "Соллерс" и Fiatсобираются до 500 тысяч автомобилей в год.
Больше в России производит только альянс Renault-"АвтоВАЗ" в Тольятти. То есть в случае успешной реализации проекта новое совместное предприятие станет вторым крупнейшим игроком на российском рынке легковых автомобилей.
Где покупатель?
Между тем, по оценкам Ассоциации европейского бизнеса, за кризисный год в России в общей сложности было продано менее 1,5 млн автомобилей. За год автомобильный рынок сократился почти вдвое.
По мнению главного редактора издания "Авторевю" Михаила Подорожанского, в сложившихся условиях планы Fiat и "Соллерс" выглядят излишне амбициозными.
"Каких-либо убедительных сигналов к тому, что в этом году ситуация на рынке будет существенно лучше, я не вижу, — поясняет он. — К тому же не будем забывать, что тот же "АвтоВАЗ" при благоприятном стечении обстоятельств может нарастить мощности до 900 тысяч и до миллиона автомобилей. Где их продавать?"
Хотя по результатам января продажи продолжают падать, аналитики сходятся во мнении, что этот спад – лишь временное явление, и в долгосрочной перспективе российский рынок остается одним из самых привлекательных.
Рынок недонасыщен, подтверждает аналитик "Банка Москвы" Михаил Лямин. "Все предприятия работают на перспективу, — считает он. — Сейчас просто представился удобный случай для выхода на рынок: есть возможность для кооперации с крупным российским производителем, обладающим мощностями, а также активная поддержка со стороны правительства".
Совместное предприятие стоимостью в 300 млн евро планируется создать на паритетных началах. Вкладом итальянского гиганта станет интеллектуальная собственность стоимостью в 150 млн, а "Соллерс" предоставит предприятию производственные мощности на такую же сумму.
Кроме того, с помощью государства на реализацию проекта компании рассчитывают привлечь более 2 млрд евро инвестиций.
Глава российского правительства уже заявил о том, что правительство готово "подставить плечо" проекту Fiat и "Соллерс", в том числе с привлечением крупнейших банков с государственным участием.
При этом, как дал понять премьер-министр Владимир Путин, власти рассчитывают на то, что предприятие не ограничится сборкой иномарок в России. Правительство хотело бы, чтобы часть компонентов для автомобилей альянса производилась именно на российской территории. Fiat и "Соллерс" действительно говорят о подобных планах. Локализация производства, согласно презентации проекта, должна составить 50%.
Участие России
Хотя создание площадок для изготовления деталей на российской территории — проект долгосрочный, это позволит не только снизить себестоимость автомобилей, но и создать рабочие места, чего властям не удается добиться на "АвтоВАЗе".
По словам Михаила Подорожанского, есть и еще один важный пункт: проект предусматривает создание в России научно-технического центра. "Пусть на первом этапе он будет главным образом заниматься адаптацией автомобилей для российских условий, — соглашается эксперт, — но чем черт не шутит? Если он хорошо себя зарекомендует, то он вполне может расшириться и включать уже более серьезные элементы разработки и подготовки автомобилей".
Более того, по мнению редактора "Авторевю", совместное предприятие Fiat и "Соллерс" потенциально могло бы трудоустроить часть высококвалифицированных специалистов "АвтоВАЗа": "Специалистов такого уровня, как в научно-техническом центре "АвтоВАЗа" — а это, несмотря ни на что, школа мирового уровня, — там, конечно на первых порах не будет, — объясняет он. — А поскольку в связи со смутным будущим "АвтоВАЗа" речь, не исключено, пойдет о том, чтобы как-то трансформировать или, не дай бог, закрыть научно-технический центр "АвтоВАЗа", эти специалисты будут лакомым кусочком для нового предприятия".
Аналитики расходятся во мнении относительно того, насколько жесткой будет конкуренция между альянсами Renault-"АвтоВАЗ" и Fiat-"Соллерс". В случае скорого восстановления российского авторынка совокупные планы предприятий по годовому выпуску автомобилей не выглядят чрезмерными. Но Ассоциация европейского бизнеса, к примеру, в стремительный подъем продаж не верит.
Однако, как отмечает Михаил Подорожанский, конкуренция как таковая неизбежна. "Судя по всему, это технологически и по набору потребительских качеств будут достаточно близкие и достаточно хорошие автомобили. Ну, а о пользе конкуренции я лишний раз говорить не буду", — заключает он.
По материалам: "BBC"
Обсуждения
Новости партнеров
Новости