"Лицо Киева": Демеевку оставили без общей идеи
На Демеевке, одном из первых промышленных районов Киева, почти не осталось фабрик. Однако нового лица у района до сих пор нет.
Промышленный Киев начал формироваться в XVII-XVIII веках, основными производственными предприятиями тогда выступали ручные мануфактуры. Их основателями чаще всего были монастыри, использовавшие труд зависимых от них крестьян, однако вольнорабочих нанимали и зажиточные горожане. С 30-х годов XIX века на городских предприятиях начали использовать конную и водяную тягу, а с конца 40-х годов в город пришли первые паровые двигатели. Дальнейшему развитию промышленности содействовали отмена крепостного права и появление в Киеве железной дороги. К началу XX века на территории города уже можно было выделить несколько ярко выраженных промрайонов: Демеевка, Шулявка, Сырец.
Демеевка была знаменита, прежде всего, крупными предприятиями аграрной отрасли. Отдельные хутора в этой местности известны с XVIII века. Но бурный рост и развитие села в Хотовской волости Киевского уезда началось после прокладки железной дороги и строительства в конце 1860-х годов огромного по тем временам сахарорафинадного завода.
Старая Демеевка
К слову, Демеевский сахарорафинадный завод (сегодня – Кондитерская фабрика им. Карла Маркса корпорации "Roshen") был построен меньше, чем за год. Второго мая 1869 года завод заложили, а 2 апреля 1870 года он уже дал первую продукцию – 12 сахарных голов, которые вскоре получили золотую медаль на Всероссийской мануфакутрной выставке в Москве. Мощность завода достигала миллиона пудов рафинада в год. В начале 1880-х годов на заводе работало порядка тысячи человек. На предприятии существовало газовое освещение, рабочий городок, бесплатная столовая, прачечная, больница на 40 коек.
Считается, что продукцию завода закупал еще один местный гигант – Кондитерская паровая фабрика "Валентин Ефимов", основанная в 1884 году. Она занималась производством шоколада, драже, конфет, монпансье, карамели, мармелада, пастилы, варенья, пряников, чайных печений и другой продукции из "белого чистого сахара". К концу XIX в. на фабрике работало 130 рабочих. Любопытно, что основатель фабрики Валентин Ефимов решением совета акционеров в 1913 году был отстранен от руководства делами, однако его имя, как известную торговую марку, решили сохранить в названии предприятия.
Почти вся дореволюционная застройка Демеевки была снесена в 70-е годы минувшего века. Сегодня район, застроенный жилыми и промышленными зданиями советского времени, в первую очередь привлекает застройщиков возможностями по редевелопменту остановившихся промпредприятий. Да и площади свободных земельных участков здесь довольны внушительны.
Так, около сахарорафинадного завода в конце XIX века был заложен пивоваренный завод Карла Шульца (в настоящее время – Киевский пивзавод №1 в районе Московской площади). Сегодня на его территории "ЭСТА Холдинг", входящий в структуру группы "СКМ" Рината Ахметова, намерен построить ряд высотных зданий коммерческого назначения. В частности, компания заявила о строительстве пяти офисных зданий высотностью от 21 до 28 этажей и 13-этажной трехзвездочной гостиницы. Общая площадь недвижимости должна превысить 950 тыс. кв. м, а стоимость проекта составит 500 млн. долл.
Высотки на месте пивзавода
Детальный план территории района был утвержден еще в 2008 году градсоветом Киева в границах проспекта 40-летия Октября, улиц Стельмаха, Демеевской, Бурмистренко, Казацкой, Балакирева и Краснозвездного проспекта. Документ предусматривал масштабную реконструкцию существующей советской пятиэтажной застройки, расширение уличной сети. Но, судя по всему, все развитие ограничится завершением двух долгостроев: продлением Куреневско-Красноармейской линии метро на три станции ("Демеевская", "Голосеевская", "Васильковская") и достройкой развязки на Московской площади. Относительно масштабное жилищное строительство присутствует на Демеевке только в виде единичных проектов.
Так, на проспекте 40-летия Октября девелопер "Seven Hills" строит жилкомплекс "Park Avenue". Проект предполагает строительство пяти отдельно стоящих зданий (21—24 этажа) с двухуровневым подземным паркингом. Это будут четыре односекционных дома и многосекционный комплекс, два уровня которого будут включать помещения коммерческого и социально-общественного назначения. В июле текущего года компания сдала первых два односекционных дома.
Жилкомплекс "Park Avenue"
Не обошло район и строительство культовых сооружений. В парковой зоне, по улице Железнодорожное шоссе, 3, строится Свято-Воскресенский кафедральный собор, который станет крупнейшим православным собором в Европе. Заказчиком проекта выступила Украинская православная церковь (МП). Предполагается, что собор вместимостью 5 тысяч прихожан будет иметь три алтаря, а его высота составит 120 м.
Таким будет самый высокий православный собор Европы
Проект также предполагает строительство конференц-зала на тысячу мест, шести залов для заседаний, специализированного лицея или семинарии, телестудии, гостиницы для паломников, ресторана, спортзала, сувенирных и церковных магазинов, а также паркинга.
Однако в целом Демеевка пока развивается точечно, отдельными объектами. Комплексные решения существуют, но они требуют больших финансовых вложений. И пока город не придумает, как привлечь их на эту территорию, огромный столичный район, разбитый сегодня на лоскутки, так и не будет иметь своего индивидуального образа.
Фото: https://www.format-maket.com.ua, https://www.parkovemisto.com.ua, https://www.wikimapia.org, https://www.estaholding.com