Главная Новости Досуг Что потеряют украинцы, похоронив Анну Яблонскую
commentss НОВОСТИ Все новости

Что потеряют украинцы, похоронив Анну Яблонскую

Будучи ученицей 29-й школы Аня Яблонская была куда более известна в родном городе, чем уже состоявшийся драматург 

26 января 2011, 12:28
Поделитесь публикацией:
Что потеряют украинцы, похоронив Анну Яблонскую

 В салоне самолета, вылетевшего из Одессы 24 января, находилось всего 30 человек. Самые известные из них – депутат горсовета Игорь Марков, ректор Одесской духовной семинарии Серафим Раковский и молодой драматург Анна Яблонская (Машутина).

Анна летела в российскую столицу, чтобы получить премию журнала "Искусство кино" за пьесу "Язычники".

Одесский рейс приземлился в "Домодедово" за 27 минут до взрыва. Организаторы конкурса, знавшие, что победительница уже в Москве, задержали награждение почти на час. Только после церемонии стало известно, что Анна погибла во время теракта. У нее остались муж и трехлетняя дочь.

После трагедии многие вспомнили, что месяцем раньше, 21 декабря, Анна написала в своем блоге короткую фразу: "Мне кажется, у меня осталось очень мало времени".

Вчера во Всемирном клубе одесситов не раз прозвучало имя погибшей — литераторы и журналисты каждый по-своему выражали соболезнования и скорбь. Среди них был и заместитель редактора газеты "Порто-франко" Александр Галяс, которому мы и передаем слово:

Как не парадоксально это прозвучит, но полтора десятка лет назад ученица 29-й школы Аня Яблонская была куда более известна в родном городе, чем после уже состоявшийся драматург и лауреат разных премий. "Раскручивать" девочку начал ее отец – Григорий Яблонский, в советские времена довольно известный журналист, фельетонист, и автор многочисленных афоризмов. В качестве последнего он снискал немалую популярность, вплоть до того, что был включен в "одесский" том "Антологии сатиры и юмора России ХХ века". (Ее первый сборник стихов вышел, когда девочке было 14 лет; тогда наличие у столь юного автора своей книжки было еще в диковинку. Но, надо сказать, что стихи действительно производили впечатление; не зная их автора, невозможно было догадаться, что они написаны школьницей. Впечатление производила и сама юная поэтесса – огненноволосая красавица с нездешним выражением лица.

Поближе мы познакомились в мае 1997 года, и случилось это при обстоятельствах достаточно любопытных – на первом в Одессе (да и в Украине) конкурсе "Мисс пресса".

Участницы конкурса "Мисс пресса". Аня — крайняя справа

Идею конкурса придумали мы с Вадимом Меремсом, который тогда возглавлял городское управление по делам молодежи, физкультуры и спорта. Сейчас уже можно признаться, что отбор участниц проходил чисто формально: поскольку мы не были до конца уверены, что молодые журналистки так уж охотно откликнутся на наш призыв, то, как минимум, четырех из семи участниц сами уговорили подать заявки. Одной из них была Аня Яблонская, которой не исполнилось и 16.

Десять лет спустя, вспоминая об этом конкурсе, Аня признавалась, что сперва всю эту затею восприняла как шутку, но затем "глубоко" в нее втянулась. "Самое курьезное в этом конкурсе, — говорила Аня, — было то, что я была значительно младше остальных участниц. Участвовать было крайне интересно, хотя и жутко. Несмотря на то, что у меня был некоторый журналистский опыт, я все же чувствовала себя не в своей тарелке".

Однако эта неловкость быстро прошла. Чему, я думаю, не в последнюю очередь способствовало то, что девушка, как она говорила, "подрабатывала в рекламном агентстве", и умела многое из того, чему прочие конкурсантки только учились.

Если мне память не изменяет, то конкурсов было шесть. Сперва нужно было отрекламировать себя и свое СМИ. Затем было что-то типа разминки, когда девушки задавали друг другу некую ситуацию, и нужно было за 30 секунд найти выход из нее. Не обошлось, естественно, без демонстрации талантов. Так, участницам предложили набор рифм, исходя из которых требовалось написать стихотворение (это называется "буриме"). Рифмы подобраны были не случайно: я взял их из "Песни журналистов", которая прозвучала в фильме Эльдара Рязанова "Дайте жалобную книгу". До уровня оригинала никто, конечно, не дотянулся, но некоторые фрагменты звучали очень даже остроумно. Жаль, что мы не догадались собрать после конкурса эти тексты; она сама их, насколько я знаю, не сохранила.

А вообще же Аня произвела настоящий фурор. И смотрелась, и держалась она превосходно, и если бы не совершенно феерическая в тот вечер Зоя Казанжи (будущий пресс-секретарь Сергея Кивалова и редактор газеты "Слово"), то самая юная участница вполне могла бы стать журналистской "Мисс". Впрочем, второе место и приз зрительских симпатий было для юной красавицы весьма солидным успехом.

Во время конкурса Аня подружилась с Натальей Князевой, руководителем театра "Тур де Форс", и стала одной из ведущих его актрис. Мне кажется, что это увлечение и определило выбор Аней "главного направления", в котором она принялась реализовывать свой талант. Хотя поначалу были и стихи, и юморески (публиковались в одесском журнале "Фонтан"), но постепенно Аня сконцентрировалась на драматургии. О ее успехах на этом поприще много информации в Интернете, мне же хотелось бы напомнить о двух одесских постановках по ее сочинениям. Детский спектакль "Дюймовочка", либретто которого Аня написала по мотивам знаменитой сказки Ганса-Христиана Андерсена, а музыку – одессит Сергей Верди, входит в репертуар нашего Театра музыкальной комедии. А драму "Дверь" поставила Н.Князева у себя в театре. Премьеру играли на сцене Украинского театра, причем на сцене – в прямом смысле слова: зрители полукругом окружали артистов. Аня со своим своеобразным взглядом на мир замечательно вписалась в "новую волну" русскоязычной драматургии, о чем свидетельствуют ее успехи на разных драматургических конкурсах и фестивалях. К великому сожалению, как это часто бывало и бывает в Одессе, "магистральный путь ее творчества" проходил мимо родного города. Почему ни один одесский драматический театр не взял в репертуар пьесы уже не новичка, а достаточно известного драматурга — вопрос к руководству этих театров.

По моему убеждению, за этим невниманием — и вообще отрицанием новой драматургической "волны" — стоит обыкновенная творческая трусость. Наши режиссеры попросту не знают, как подойти к этой странноватой и непривычной (для них) стилистике, и потому попросту боятся рисковать.

У Ани были все шансы взлететь высоко. В свои 29 лет она сделала поразительно много, особенно, если учесть, что оставалась жить в провинции, где крайне трудно "раскрутиться" по-настоящему. Голова кружится, когда думаешь о том, сколько же могла сотворить эта молодая красавица!

Александр Галяс, odessa.comments.ua

Фото с сайта: topos.ru



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!