В Украине считают, что Качиньский разбился из-за американской техники

В крушении самолета президента Польши Леха Качиньского виновата американская система TAWS. К такому выводу пришли украинские аналитики, которые следили за расследованием этой катастрофы и изучили отчет МАК

"Главная причина — это технический, а не человеческий фактор. Так же, как было в Скнилове. Она заключается в том, что бортовое оборудование работало с функциональным сбоем", — заявил президент Научно-методологического Центра процессного анализа (Киев), экс-председатель комитета по человеческому фактору ассоциации пилотов РФ Евгений Хохлов.

Как сообщает "Сегодня", американская система TAWS на самолете Качиньского работала в координатах "радиовысотомер — скорость сближения" и пользовалась спутниковой системой навигации типа GPS, технически была исправна. Кстати, аэродром "Северный" не был загружен в базу данных GPS. Аварийный сигнал появился в момент, когда Ту-154 был в кабрировании (увеличивал угол снижения), а под ним оказался небольшой овраг, не значившийся в навигации. Когда самолет был над самой глубокой частью оврага, расстояние до поверхности земли увеличилось и скорость сближения уменьшилась, тогда и появилась команда "Впереди земля". В то время, когда овраг закончился, второй пилот сказал: "В норме". В итоге, чтобы справиться со сложившейся ситуацией, у экипажа было не более 13,5 секунды на принятие решения. Дальше они стали уходить на второй круг, потеряли высоту, врезались в березу.

По словам Хохлова, МАК оценивал стандартный заход на посадку как для пассажирского лайнера, а материалы переговоров пилотов свидетельствуют, что для них это был контрольный подход к аэродрому по военным правилам самолетовождения — они-то военные летчики. Т.е. командир совершал разведку местности при подходе к аэродрому, а не заходил на посадку, это был контрольный полет и для такого полета они выполнили все нормы. Командир собирался проверить, увидит ли он в тумане землю (скорее, прожекторы, которые включили сотрудники "Северного"), и если нет — пойдет на запасной аэродром.

"Он хотел снизиться до высоты принятия решений 100 м, а потом уйти на второй круг, — отмечает вице-президент Центра процессного анализа Анна Пономарева. — Но тут появилось то, чего никто не ожидал — они попали в зону фатальности, потому что перепутались сигналы TAWS двух зон: зоны предупреждения и зоны аварийности".

"По нормативной оценке экипаж вроде виноват — за 3 секунды не начал выполнять команду "Рви вверх!". Но практика показывает, что ложных срабатываний у этих систем — тьма. Чтобы принять решение, им нужно было получить три команды, а не две. На высоте принятия решения появляется две команды "Рви вверх!", экипаж ждет третьей, но вместо нее появляется команда "Впереди земля", по которой не надо менять траекторию, и второй пилот говорит: "В норме". Это "В норме" и послужило началом аварийной ситуации и того, что они попали в зону фатальности. Нижняя граница этой зоны — 20 секунд. С момента ухода на второй круг (команда "Уходим") и до столкновения время составило 13,5 секунды, за которое принять решение просто невозможно", - заявила Пономарева.

Свои выводы украинские аналитики намерены отправить в Международную организацию гражданской авиации координаторам программы по человеческому фактору, чтобы в дальнейшем предупредить такие катастрофы.

Фото с сайта monitor.net.ru