Главная Новости Досуг Алексей Соловьев: Я не покупаю лекарства, которые рекламируются ТВ
commentss НОВОСТИ Все новости

Алексей Соловьев: Я не покупаю лекарства, которые рекламируются ТВ

13 октября 2010, 13:20
Поделитесь публикацией:
Алексей Соловьев: Я не покупаю лекарства, которые рекламируются ТВ

Продукция фармацевтической отрасли достаточно небезопасна сама по себе. Председатель Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения. Алексей Соловьев заверил "proUA", что украинцы могут принимать отечественные лекарства совершенно спокойно

- Украинский рынок лекарственных средств (в упаковках) более чем на 2/3 заполнен препаратами отечественного производства. Но только 10% из украинских фармпредприятий вышли на европейские нормы производства GMP (надлежащая производственная практика – Ред.). Получается, что качество большинства отечественных лекарств не соответствует международным стандартам

- Еще в 70-80 годах Украина была главной фармацевтической республикой Советского Союза, а Харьков – столицей союзной фармации. У нас было самое мощное производство, и создавались сложнейшие инновационные препараты. Естественно, были разработаны и строгие требования к производству и качеству лекарственных средств. Теперь же мы гармонизируем свое законодательство с европейским и вводим нормы надлежащей производственной практики (GMP), которые, по сути, идентичны требованиям наших нормативных документов. Нормы GMP постоянно меняются и усовершенствуются.

Сегодня GMP введено обязательным требованием в лицензионные условия. И переход отечественных производителей на производство в условиях GMP уже начался. В то же время препараты, которые выпускают еще по прежним нормативным документам, ни в коей мере не могут быть опасными или некачественными. Главная проблема состоит в другом: в контроле за соблюдением лицензионных условий качества фармацевтического сырья, готового продукта, организации самого производства. Так, в первом полугодии 2010 года нам пришлось приостановить деятельность 14 предприятий, продукция которых была некачественной, а производство не соответствовало требованиям лицензионных условий.

- Вы отслеживаете в Украине "серый рынок" лекарств? Каков его объем?

- Ввоз больными незарегистрированных у нас препаратов для себя или с целью дальнейшей реализации мы не контролируем. Это не входит в нашу компетенцию. Также мы не можем запретить врачу назначать импортный препарат, о действии которого он знает и который, по его мнению, поможет больному. Обычно это инновационные оригинальные средства. В конце концов, человеческая жизнь превыше всего, и врач имеет право на медицинское решение. Однако покупатель должен понимать, что он приобретает и употребляет такое лекарство исключительно на свой страх и риск, поскольку Гослекинспекция не может контролировать, и, соответственно, гарантировать его качество.

На сегодня у нас зарегистрировано 17 тысяч торговых наименований лекарственных препаратов. Мы "идем" с ЕС с отставанием, может быть, только на год: все, что появляется на рынке Европы и Америки, очень быстро регистрируется и у нас. Поэтому, на мой взгляд, проблемы "серого рынка" не существует. Такая проблема у нас есть только с БАДами.

- По объему фальсификата на нашем фармацевтическом рынке мы опережаем Европу?

- Нет, у нас он вполне сопоставим с цифрами, которые дают европейские страны – 2-4%. Наша официальная статистика несколько преуменьшала объем некачественных, фальсифицированных и незарегистрированных лекарственных средств. В этом году мы их выявили больше, потому что мы чаще стали проводить проверки и лабораторные контрольные пробы. Сейчас у нас показатель — 1,5% от общего объема рынка.

- Меньше, чем в Европе! Не верится

- У нас на самом деле система государственного контроля достаточно эффективная. Работает огромный штат инспекторов и территориальные подразделения в каждой области. Мы каждый день проводим мониторинг рынка, изымаем те препараты, которые потенциально могут быть фальсифицированы или вызывают подозрения. К тому же мы отслеживаем условия хранения и реализации лекарственных средств. Этим летом, когда в стране стояла аномально высокая температура, мы закрывали целые аптеки и заставляли утилизировать все, что в них находилось. Главный инструмент нашей деятельности – это каждодневный контроль.

Ни одна упаковка лекарственных препаратов не попадает на таможенную территорию Украины без разрешения нашего инспектора. Пока препарат не получит заключение о качестве, он не имеет права быть реализован. Кроме того, мы аккредитуем лаборатории, которые контролируют качество препаратов на производстве, мы имеем абсолютно всю информацию о сырье, которое на нем используется. Также мы контролируем конечный продукт.

- Но наши врачи предпочитают не украинские лекарства, а немецкие, американские, швейцарские, особенно в случае с лечением тяжелых больных. По их мнению, импортные препараты более эффективны и имеют меньше побочных действий

- Конечно, врач принимает решение… Но я вам приведу пример. У нас в Донецкой области есть предприятие, которое производит фармацевтическое сырье для создания онкопрепаратов в Германии. И этим нужно гордиться! Да, за последние годы мы утратили очень много инновационных разработок. Наша наука сейчас находится в плачевном состоянии. Но я могу однозначно сказать, что продукция наших производителей гораздо безопаснее и качественнее препаратов, которые поставляются в огромнейших количествах из стран Азии и стран СНГ.

- Ваша организация – страж между импортерами, производителями и пациентами. А стражу обычно подкупают

- Глупо заявлять, что у нас полностью отсутствует коррупция. Но мы с ней боремся. В центральном аппарате у нас есть подчиненное лично мне подразделение, где работают бывшие сотрудники спецслужб. Они ежеминутно отслеживают действия наших инспекторов. И та информация, которую они мне как руководителю предоставляют, порой действительно удивляет. И поверьте, мы реагируем немедленно, не дожидаясь, пока сотрудник "заболеет" или "организует" поддерживающий звонок "сверху". Я возглавляю Гослекинспекцию с марта месяца, в штате у нас 827 сотрудников. 20% персонала нам пришлось поменять.

- Известно, что в Европе в аптечной сети не может быть более 2 — 4 аптек. Так европейцы борются с монополией на рынке лекарственных средств. Какие сети в Украине стали настоящими гигантами?

- Сегодня у нас в стране 22 тысячи мест реализации лекарственных средств. Это и аптеки, и аптечные пункты, и аптечные киоски. Самые большие аптечные сети находятся в коммунальной собственности и контролируются областными администрациями. Самая большая сеть в Луганской области – она насчитывает 549 мест реализации, в Киеве – 196, в Полтавской области – 179. В частных сетях самое большее – 70-100 мест реализации.

- Почему в нашей стране не пытаются бороться с глобализацией фармрынка и не пользуются европейским методом борьбы с монополией?

- Потому, что действующее законодательство в сфере предпринимательства предполагает именно такие возможности регулирования деятельности субъектов рынка. С другой стороны, в таких сетях легче контролировать качество лекарственных препаратов и соблюдение требований к их реализации. А это плюс для пациентов. К тому же я насчитал в стране 10 крупных сетей, которые имеют от 100 до 500 аптек. А есть еще масса сетей, имеющих 20-50 аптек. Они тоже оказывают серьезное влияние на спрос и ценообразование, поэтому конкуренция существует.

- И у нас не предвидится никаких изменений в фармацевтическом бизнесе?

- Я считаю отечественную систему адекватной украинским условиям. И не так-то просто начать этот бизнес, который достаточно зарегулирован. У нас фармбизнесом может заниматься любое юридическое лицо, но возглавлять аптеку должен провизор. Например, во Франции, на мой взгляд, самое жесткое законодательство: там в обязательном порядке учредителем фармбизнеса должен быть человек с высшим фармацевтическим образованием, то есть провизор. Но у нас на сегодня просто не хватает людей с фармацевтическим высшим образованием.

- Как противостоять вербовке провизора фармкомпаниями? Это ведь тоже своеобразная коррупция.

- Только на законодательном уровне. Продвижение лекарственных препаратов должно осуществляться легальным способом – это научные конференции, научные статьи, специальная литература. Действия врача и провизора должны быть четко отрегулированы, тогда их можно контролировать. В этом году, например, мы лишили несколько аптек лицензии за нарушение рецептурного отпуска. Рецепт должен выписывать врач, а провизор может посоветовать при отсутствии препарата его аналог. Если четко прописать закон и соблюдать его, мы избавимся от самолечения граждан, вызванного рекламой и телевидением. Я, например, не покупаю лекарства, которые рекламируются ТВ, потому что это бизнес-проекты.

- Ваши стратегические планы на новом месте работы?

- Привести в сбалансированное состояние формат ведения фармбизнеса и качества предоставляемых услуг в соответствие с требованиями конечного потребителя. Добиться окончательного перехода наших предприятий на условия GMP. На это надо время, и, безусловно, слабые уйдут из этого бизнеса сами. У нас есть планы регулирования оптовой реализации, формирования так называемого национального дистрибьютора. На данный момент у нас 600 оптовых компаний, и из них 5 крупных, которые обеспечивают 85% объемов рынка. Мы считаем, что такое количество оптовиков превышает все разумные нормы обеспечения населения. Но это – особенности фармрынка Украины. Опыт же развития фармрынка у наших европейских партнеров показывает, что велика вероятность консолидации игроков. А значит, в обозримом будущем нас ожидает череда слияний и поглощений.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!