Рубрики
МЕНЮ
Антон Корнилов
Пожелание "с новым счастьем!" в нынешнюю новогоднюю ночь будет звучать как изящная издевка. Потому что от 2012-го мы ожидаем вовсе не счастья, а череды природных и общественных катаклизмов, а под финал года — апокалипсиса. Во-первых, год високосный, а значит априори "несчастливый". Во-вторых, усиливается мистический страх перед астрономическими явлениями, которые человечество уже не раз безболезненно переживало (затмения солнца, парад планет, увеличение солнечной активности). В-третьих, покоя не дает пресловутый календарь майя — индустрия массовой культуры в последние годы сделала все, чтобы тревога в ожидании "конца времен", назначенного на 21–23 декабря 2012 года, была сильнее, чем в канун миллениума. В-четвертых, мрачную атмосферу нагнетают предсказания второй волны мирового финансово-экономического кризиса и не сулящая ничего хорошего смена глобальной и локальной политической парадигмы (грядут президентские выборы в США и России, парламентские в Украине). Наконец, Украина уже несет на себе одну из "печатей апокалипсиса" — "звезду полынь" Чернобыль. Поэтому все перечисленные фобии для многих из нас являются реализацией описанного в Библии катастрофического сценария.
Подобные настроения можно считать естественными — ровно сто лет назад Европа уже переживала феномен "конца века", когда страхи перед будущим, осознание эфемерности бытия вылились в декадентскую культуру беззаботности, поэтизации смерти и т.д. Но то был все-таки иной век — в нем оставалось место для идей переобустройства общества, очарования перспективами научных открытий и технических достижений. Нынешняя цивилизация (по крайней мере, западная) создала лишенную всякой романтики культуру успешности, эгоизма, потребительства и политкорректности, поставила в основу своего существования технологии (от научных до политических). В жестких рамках этой культуры от человека ожидают не эмоциональности, а самоконтроля и целеустремленности. Поэтому каждый из нас в той или иной степени превратился в маленького, "одномерного" человека, живущего либо в узком мирке собственного благополучия, либо на ставшей вдруг тесной и беззащитной планете Земля. Беззащитной как перед объективными внутренними (углубление социального неравенства, сокращение природных ресурсов, изменение климата), так и перед мнимыми внешними угрозами (столкновение с астероидом, вторжение инопланетян, смещение магнитных полюсов и т.д.). Стоит ли удивляться, что даже увеличение населения планеты на очередной миллиард вызывает страх и оценивается не с позиций гуманизма и простой человеческой радости от появления миллиарда новых жизней, а в аспекте древних мальтузианских предостережений о том, что их нечем будет прокормить?
Впрочем, есть некоторое отличие в том, как воспринимается возможность грядущего "конца света" в западном мире и в Украине. Если "там" к нему относятся как к спекуляциям новоявленных лжепророков, порождению масскульта или же, в крайнем случае, проблемам техногенного или социально-политического характера, которые в принципе можно решить, то у нас нет поводов мыслить как-то иначе. И дело не в предрасположенности украинцев к мистицизму. Все двадцать лет независимости они ощущали себя дрейфующими на льдине, оторвавшейся от материка, плывущей неведомо куда и грозящей вот-вот растаять. Никаких убедительных перспектив развития страны, вдохновляющих ее жителей "на труд и на подвиги", ни одна из властей не предложила (в самом деле, не считать же таковой проведение в 2012 году чемпионата Европы по футболу). О каком чувстве защищенности перед внешними угрозами (пускай даже мнимыми, как, например, всемирный потоп, изображенный в фильме "2012") можно говорить, если в 21-м веке у нас в любом городе при серьезном заморозке может повториться "алчевская трагедия"? Кто сегодня в критической ситуации может рассчитывать на силу закона, помощь правоохранительных органов, медиков, спасателей, элементарную человеческую взаимовыручку? Да ободряют нас в минуту слабости не моральные авторитеты, а астрологи, экстрасенсы и сектанты.
Впрочем, "живучесть", кажется, стала нашим коньком. Поэтому дата 21–23 декабря 2012 года, скорее всего, станет для нас дополнительным "новым годом", преодоленным психологическим рубежом, за которым последуют облегчение, избавление от гнетущего страха, по крайней мере, еще на шесть лет. Ведь очередной "конец света" — начало ядерной войны, — предсказанный Нострадамусом, намечен на далекий 2018-й.
Новости партнеров
Новости