Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Сегодня, 1 ноября, все люди, отказавшиеся от животной пищи, отмечают свой профессиональный праздник – Всемирный день вегана. Появился он в календаре знаменательных дат не так уж давно – в 1994 году, аккурат к 50-летию Веганского общества, основанного одним из главных пропагандистов "непотребления плоти" Дональдом Уотсоном.
Историю Уотсона, прожившего до 95 лет, можно назвать своеобразным образчиком жизни настоящего вегетарианца. Перейти на преимущественно растительную пищу он решил еще в 14 лет, когда побывал на ферме и увидел, как "пашут" на человека домашние животные и, особенно, что и как "дают" свиньи. В 1940-х годах уже взрослого Уотсона ждал новый шок – он ознакомился с особенностями производства молока в промышленных масштабах. В результате чего стал веганом (от английского vegetarian – "вегетарианский") – или "старовегетарианцем", не употребляющим, в отличие от "младовегетарианцев", никаких продуктов животного происхождения, даже если они не были получены в результате убийства животного. Таким образом, из рациона веганов исключены не только мясо и рыба, но и яйца, молоко и даже мед – поскольку его не только отбирают у бедных пчел, но иногда еще и убивают оных (лишних маток, например, либо трутней).
В развитых странах мира количество вегетарианцев – в том числе и веганов – составляет, по разным оценкам, от 1% до 8% населения. В Украине даже примерное количество последователей Уотсона назвать проблематично. Но они все громче заявляют о себе, призывая отказаться от всего мясного (а также кожаного, мехового и так далее) и оставить, наконец, бедных зверушек в покое. Правда, что делать с огромным количеством домашних животных, которые пусть даже без плотоядной, но заботы человека просто не выживут, адепты безоблачной жизни ягнят со львами сказать пока затрудняются.
Стоит отметить, что вегетарианство в той или иной форме существовало на протяжении всей истории человечества, однако по-настоящему модным и научно (ну, или псевдонаучно) обоснованным стало становиться с середины XIX века. Примерно тогда же началось и противостояние между "мясоедами" и "травоедами", которое не прекращается и по сей день. Так, полгода назад вегетарианское сообщество всполошило сообщение о том, что Всемирная организация здоровья признала вегетарианство и сыроедение болезнью, отнеся их к группе расстройств привычек и влечений. Однако со временем новость оказалась "уткой", поскольку никто "травоедов" в психи не записывал. И это, как рассказал "Комментариям" главный психиатр Киева Вячеслав Мишиев, вполне обоснованно. "Некорректно оценивать какие-либо привязанности, симпатии, стиль жизни, идеологические взгляды с точки зрения психиатра. Каждый имеет право на личные взгляды". По его словам, специалист может подключаться только в том случае, если стиль жизни кардинально меняется в один миг, становится противоположным по отношению ко всей предыдущей жизни. А также в том случае, если такое поведение вредит, а индивид, несмотря на осознание этого вреда, продолжает придерживаться небезопасного образа жизни".
Между тем, не все так безоблачно в вегетарианском королевстве. Во-первых, вопросы вызывает поведение самих вегетарианцев – зачастую агрессивное и безапелляционное по отношению к плотоядным оппонентам. Их "травоеды" презрительно величают "трупоедами" и, разумеется, "убийцами", игнорируя контраргументы о том, что растения, в общем-то, тоже живые и, вполне вероятно, также способны испытывать эмоции или боль. "Агрессивная позиция может свидетельствовать о том, что человек ощущает себя в меньшинстве, неполноценным, – объяснила "Комментариям" социальный психолог Анастасия Кунцевская. – Поэтому ему нужно склонить на свою сторону как можно больше людей, чтобы чувствовать себя нормальным. Это – один из главных мотивов навязывания своего мнения".
Во-вторых, нередко поборники "морального" образа питания жалуются на то, что испытывают отвращение и тошноту, стоит им почуять запах готовящегося мяса или, того хуже, самого "трупоеда" (сами вегетарианцы, разумеется, пахнут фиалками). А это тоже, по словам Кунцевской, нормой не назовешь. "Если оценивать данную ситуацию на психологическом уровне, то запах мяса вызывает у такого человека ассоциации с картинкой, которая его, образно говоря, "ударила", и на физиологическом уровне формирует рефлекс. Возможно, какая-то очень ранимая душа попала на ферму и увидела, как там обращаются с животными. И тут речь идет не о философии, а о шоке и стрессе, которые физически не позволяют человеку есть мясо. Это как пост-травматический синдром, и вегетарианство в этом случае становится следствием, а не причиной", – практически один в один повторила психолог историю уже упомянутого основателя Веганского общества.
При этом Кунцевская отметила, что если вегетарианство является обоснованной жизненной философией и у его адепта есть понимание, зачем он это делает, то это заслуживает уважения. Если же целостной системы нет, то вегетарианство может быть лишь следованием моде, а то и просто желание похудеть под "благим" предлогом.
"Есть люди, которые самостоятельно пришли к пониманию, что мясо им не нужно, но они живут тихо и никому ничего не навязывают. То же вегетарианское движение, которое наблюдается в Украине, – это преимущественно следование моде. При этом агрессивные вегетарианцы не обращают внимания на то, что некоторые люди не могут жить без мяса физиологически", – объяснила она.
Зато вегетарианство позволяет почувствовать себя выше, исключительнее других. Что поклонники растительного питания, в общем-то, и не скрывают. "Оттого, что если человек "ест всё" – это значит, он ни о чем не способен думать самостоятельно и состояние его здоровья соответствует состоянию его интеллекта", – пафосно заявляется на сайте одного из веганских магазинов в Москве. И за это "травоеды" готовы платить. Например, в Киеве стоимость пребывания ребенка в ведическом (и, соответственно, вегетарианском) детском садике обойдется его идейным родителям в 3800 грн. в месяц. Да и необходимые для вегана бобовые, цельные крупы, орехи обойдутся недешево – как и свежие овощи в зимне-весенний период.
В пользу "модной" версии говорит еще и то, что в Украине "травоедение" в принципе не отвечает местным традициям. Ведь мясо и рыба – едва ли не жизненно необходимое энергетическое подспорье в условиях достаточно суровых зим и активного физического труда. О чем современные вегетарианцы, обитающие в теплых городских офисах и имеющие доступ к широчайшему выбору всевозможных продуктов – от морской капусты до кунжутных семечек – старательно забывают. А что уж говорить о народах, живущих много севернее, у которых основой рациона является даже не мясо, а рыба, и которые на вегетарианской диете попросту вымрут – хотя бы в силу короткого лета и, соответственно, дефицита той самой растительной пищи.
Новости партнеров