Кардиналы удивили мир. Удивит ли папа кардиналов?
Католическую церковь будут оздоравливать иезуисткими методами
Среда, 13-е, несмотря на чертову дюжину мартовских дней, стала светлым днем для католиков всего мира: церковь получила нового верховного правителя Святого Престола. Им стал 76-летний архиепископ Буэнос-Айреса иезуит Хорхе Марио Бергольо, взявший имя Франциска I.
После нескольких неудачных попыток определиться с новым папой скептики заговорили о расколе в стане голосующих, однако на деле для избрания понтифика кардиналам потребовалось совсем немного времени – лишь пара дней и четыре раунда голосования. Конклав по избранию суверена Ватикана, в котором приняли участие 115 членов Кардинальской коллегии, стартовал 12 марта после полудня. А перед тем участники конклава поклялись сохранять в тайне все, что связано с выборами Папы Римского. Стоит отметить, что меры предосторожности на нынешнем Конклаве были предприняты поистине беспрецедентные. Окна помещений, где находились кардиналы, закрасили белой краской, а сами покои проверили на наличие подслушивающих устройств и оборудовали "глушилками" радиосигналов. А все потому, что во время конклава 2005 году, когда на престол взошел Йозеф Рацингер (Бенедикт XVI), один из кардиналов сообщил немецкому телевидению имя нового понтифика до официального объявления.
Итоги нынешнего голосования и имя нового понтифика около 19:05 по европейскому времени (20:05 по киевскому) огласил с балкона собора Святого Петра кардинал-протодьякон из Франции Жан-Луи Торан. Традиционной формулой: "Annuntio vobis gaudium magnum; Habemus Papam – Возвещаю вам о великой радости: У нас есть папа!"
И вот тут площадь перед собором затихла. Поскольку имя Хорхе Бергольо не ожидал услышать никто. Хотя он и был главным конкурентом на выборах предыдущего папы, Бенедикта XVI, среди наиболее вероятных претендентов нынешнего "папского созыва" его имя не фигурировало. Фаворитами считались 71-летний архиепископ Милана Анджело Скола, 63-летний бразилец немецкого происхождения, архиепископ Сан-Паулу Одилиу Шерер, 63-летний архиепископ Нью-Йорка Тимоти Долан и 68-летний канадский богослов, глава могущественной Конгрегации по делам епископов Марк Уэлле.
Впрочем, все это уже в прошлом. Сейчас католики ликуют. И уповают на добрые знамения: вчера в Ватикане весь вечер шел дождь, однако стоило кардиналу Торану выйти на балкон с благой вестью, как небо над Ватиканом прояснилось.
Нужно признать, что папа Франциск – неординарный папа. Родился в 1936-м в семье итальянского рабочего. Был пятым – и младшим – ребенком в семье. В 1958-м вступил в орден иезуитов, а в 1969 был рукоположен в священники. Довольно скоро руководство ордена оценило лидерские способности Бергольо, и в 1973 повысило его до провинциала Аргентины. И последующие 20 лет он преподавал, управлял, служил и потихоньку поднимался по карьерной лестнице.
В 1992 году Бергольо удается то, что редко получается у иезуитов в немиссионерских странах, – стать епископом. Еще через 6 лет он архиепископ Буэнос-Айроса, предварительно доказавший не словом, а делом, что с такими обязанностями справляется на отлично. Наконец, в 2001-м Иоанн Павел II возводит Бергольо в кардиналы. Причем в качестве последнего будущий папа был назначен на несколько постов: он являлся членом Конгрегации по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, институтов посвященной жизни, членом комиссии по Латинской Америке и Папского Совета по делам семьи.
Это – лишь официальная часть биографии нынешнего папы, раскрывающая его как управленца, дипломата и так далее. Куда интереснее то, каков новый понтифик человек. И первое здесь, на что хором указывают все, кто когда-либо имел с ним дело, это скромность. Прежде всего, в быту. Так, при своем высоком сане архиепископ Буэнос-Айреса жил в небольшой квартирке, отказался от личного авто с шофером в пользу общественного транспорта, сам готовил себе еду...
Следующее, что может отозваться звонкой монетой в копилке личного авторитета папы Франциска – высокий уровень сострадания: верующие до сих пор вспоминают, как в 2001-м, во время посещения одного из хосписов, он омыл и поцеловал ноги 12 больных СПИДом. Известен понтифик и проповедованием сострадания к бедным – правда, тут он делает упор на вопросах духовности и святости, которые должны вести к большему сочувствию, а не, например, более "практичной" социальной справедливости. Наконец, в бытность свою архиепископом Франциск не стеснялся демонстрировать и простые человеческие слабости – то, чего так не хватало его предшественнику, а теперь уже почетному папе Бенедикту XVI. В частности, известно, что новый глава католиков любит танго, является поклонником футбольного клуба "Сан-Лоренсо" из Буэноса-Айреса, а в молодости у него даже была невеста.
Впрочем, вся эта человечность и добродетельность не идет в разрез с еще одной чертой 76-летнего папы – его консерватизмом. Не тотальным, но все же. Так, Бергольо выступает против эвтаназии и абортов, осуждает гомосексуализм, однополые браки, разрешенные в Аргентине с 2010 года, а также гей-усыновление. Но при этом, отметим, все-таки выступает за уважительное отношение к геям.
Таким образом, можно предположить, что с новым папой Римская церковь продолжит продвигать себя на роль духовного авторитета в обществе – а данное намерение Ватикан уже озвучивал, но был, похоже, не понят тем самым обществом. Впрочем, удастся это лишь в том случае, если все-таки будет проведено оздоровление самой церкви. А оно уже давно назрело: стоит вспомнить хотя бы педофильские скандалы или Ватиликс – по одной из версий, к слову, бивший по могуществу той самой Римской курии, из которой и вышел Франциск. Похоже, в Ватикане решили, что лечение возможно только иезуитскими методами.
Между тем, высока вероятность и того, что Франциск будет постепенно, выверяя каждый шаг, реформировать церковь, не давая ей свалиться в губительную вольницу – а такие навыки у него имеются. Более того, можно сказать, что с первых же секунд своего правления 266-й папа римский продолжил новаторский курс, начатый – в той или иной степени – тремя его предшественниками. Начиная с Иоана Павла I, папство которого в 1978-м продлилось лишь 33 дня, но успело потрясти Рим: он первым взял себе двойное имя, причем впервые за 1000 лет – новое, отказался от тиары и средневековой коронации, заменив ее торжественной мессой. Его наследник, Иоанн Павел II, первый славянин на Священном престоле, вошел в историю как один из самых выдающихся понтификов и реформаторов церкви. Следующий суверен Ватикана, куда более сдержанный, чем предшественник, но тоже удивил весь мир, отрекшись от престола добровольно.
И недавний кардинал Берголио, похоже, продолжает традицию быть хоть в чем-то первым: он – первый папа из Америки, первый неевропеец за 1200 лет, первый папа-иезуит и, собственно, первый Франциск.