Украинские традиции бизнес-этики только формируются

Эксперты комментируют отношение украинского бизнеса к тому, чтобы вести дела цивилизованным способом

19 июня группа СКМ опубликовала свой кодекс корпоративной этики. В документе "Так мы работаем" собраны основные принципы, этические нормы и стандарты ведения бизнеса, обязательные для сотрудников всех предприятий группы Рината Ахметова.

Как сказано в опубликованном документе, основными принципами деловой этики группы являются "честность и добросовестность в отношениях внутри компании, порядочность в отношениях с клиентами и деловыми партнерами, уважение к личности и соблюдение прав человека, прозрачность и открытость, устойчивое развитие и социальная ответственность в отношениях с обществом, законность и верховенство права".

"Комментарии" поинтересовались у экспертов, насколько практика внедрения корпоративных кодексов деловой этики распространена в украинской предпринимательской среде. Как оказалось, на такой уровень развития бизнеса вышла лишь небольшая группа крупных компаний.

"Внедрение высоких стандартов корпоративного управления актуально для самых крупных компаний и финансово-промышленных групп Украины, – говорит Энди Кузич, директор по развитию бизнеса PwC Украина. - Такая стратегия эффективна, так как позволяет представителям украинского бизнеса укрепить свои позиции на национальном уровне и заполучить долгосрочный доступ к большим мировым рынкам. Крупный украинский бизнес в последнее время не только декларирует, но и на деле следует принципам корпоративного управления, поскольку это способствует усилению его конкурентоспособности".

По словам директора аудиторско-консалтинговой компании BDO Сергея Балченко, компании, которые активно внедряют кодексы корпоративной деловой этики, можно отыскать лишь в первой части топ-100 отечественных предприятий.

"Лидеры это делают, а вот нижняя часть списка – не всегда, – говорит эксперт. – Транснациональные компании, работающие у нас, тиражируют свои корпоративные культуры на украинские филиалы. В Западной Европе и в Америке система корпоративного управления бизнесом развивается не первое десятилетие и совершенствуются из года в год. Поэтому и для многих украинцев работать в иностранной компании представляется очень престижным. А вот для большинства украинских компаний до сих пор остается острым вопрос применения международных стандартов финансовой отчетности, не говоря уже о корпоративном управлении. Лишь некоторые национальные флагманские компании вплотную приблизились к построению такой модели бизнеса".

Говоря об эффективности корпоративных кодексов деловой этики, Сергей Балченко уточняет: чем выше уровень корпоративной культуры компании, тем больше интерес к ней со стороны существующих и потенциальных инвесторов.

"Современная компания представляет интерес для инвестора по двум основным показателям – капитализация бизнеса и качество менеджмента. О прошлом и текущем состоянии компании можно узнать из ее финансовых отчетов. А что говорит о будущем? У компании должен быть план стратегического развития, с прописанными контрольными показателями и ответственными людьми. Такой план – в среднесрочной и долгосрочной перспективе, должен также включать элементы нефинансового характера: системную борьбу с коррупцией внутри компании, механизмы преодоления кризисных ситуаций, эффективность использования ресурсов, социальный диалог с обществом. Также должен иметься отчет менеджмента о происходящем в управленческом звене: какие решения принимаются и как – единолично или коллегиально, какая система контроля за исполнением решений и т. д. Все это вместе позволяет судить об уровне корпоративной культуры компании и строить долгосрочные планы инвестирования в ее бизнес", – считает эксперт.

Цели принятия кодекса упомянутого выше кодекса СКМ обозначил в своем предисловии к документу генеральный директор компании Олег Попов: "Поведение всех и каждого из нас, от топ-менеджера до работника цеха, влияет на успешность и эффективность СКМ и на то, каким нас видят и воспринимают окружающие. "Так мы работаем" – отражение того, во что мы верим и как мы хотим работать. Это наш осознанный выбор".

В целом, кодексы корпоративной деловой этики способствует не только качественным изменениям бизнес-среды, но и общества, уверена Ольга Галушко, контент-лидер Центра развития лидерства и менеджмента Международного института бизнеса.

"Бизнес, особенно крупный, не может существовать и развиваться отдельно от общества. Для устойчивого развития он должен прислушиваться к мнению своих сотрудников, а также – и как можно внимательнее – к позиции людей, живущих рядом с ними. В свою очередь, отвечая на ожидания общества, бизнес влияет на его преобразование. Не только в социальной сфере, создавая комфортные условия для работы, отдыха и развития личности. Ценности, культивируемые на уровне компании, со временем входят в нормы поведения человека в повседневной практике", - отмечает г-жа Галушко.

Тем не менее, по ее словам, эффективно внедрять кодексы корпоративной этики получается не всегда.

"Часто работники не совсем понимают, зачем вместо устоявшихся десятилетиями отношений "начальник – подчиненный" в компании прививают партнерство и личностное уважение. Это ментальная проблема: люди привыкли, что начальство использует их как рабочую силу – а тут: нормальные условия работы, достойная и конкурентная заработная плата, прозрачные отношения в коллективе, - поясняет Ольга Галушко. - И преодолеть этот барьер неприятия новой культуры бизнеса некоторым украинским компаниям не удалось. Возможно, также из-за того, что при внедрении кодекса корпоративной этики не были предусмотрены простые, понятные и доступные инструменты реализации такого документа. Мне импонирует то, что СКМ открывает линию доверия, создает комитеты по этике и деловому поведению на своих предприятиях. Наличие таких инструментов реализации кодекса свидетельствует о системном подходе компании к корпоративному управлению".

По общему мнению экспертов, украинские традиции этичного поведения в бизнес-деятельности еще только формируются. И ускорить это развитие административным способом непросто – приходится рассчитывать на то, что отечественный крупный бизнес будет все больше оглядываться на современный мировой опыт. В котором суды США могут преследовать американские компании за взятки в третьих странах, а европейские бренды одежды вынуждены под давлением общественности закрывать потогонные фабрики, находящиеся на другом конце планеты.