У Табачника не дали работодателям повлиять на госзаказ

Не смотря на заверения Минобразования, система распределение бюджетных мест в украинских вузах демократичней не стала

На прошлой неделе Министр образования и науки Дмитрий Табачник, выступая на пленарном заседании Верховной Рады,  похвастался достижениями своего ведомства.

"В этом году впервые была сформирована конкурсная комиссия с участием работодателей в составе 35 человек, которая и обеспечивала распределение государственного заказа", – заявил глава МОН.

Между там, среди всех членов конкурсной комиссии работодателей представлял лишь один человек. Соответственно, влиятельность работодателей на принятие решений была близка к нулю. Кроме того, спешка, в которой проводился конкурс (объявили его 30 мая, а уже 17 июня комиссия должна была приступить к рассмотрению заявок), практически не оставляла работодателям шансов на формирование особого мнения по поводу конкурсных предложений.

По словам директора департамента развития трудового потенциала и корпоративной социальной ответственности Федерации работодателей Украины Родиона Колышко, вообще непонятно, зачем собирали конкурсную комиссию. "Все показатели госзаказа, по большому счету, были сформированы министерством еще в прошлом году исходя больше из потребностей вузов, чем рынка труда", – объяснил он.

"К сожалению, закон, который вроде бы должен был пролить свет на весь процесс распределения бюджетных мест, не выполняет своей задачи, - подчеркнул аналитик Центра исследования общества Егор Стадный.

Кроме того, по его словам, большинство государственных заказчиков – министерства и ведомства – не сообщили о конкурсе на своих официальных сайтах, как того требует закон. "Даже собственный министерский рейтинг не стал хотя бы одним из критериев распределения мест", – подытожил Стадный.

Таким образом, несмотря на внешний красивый антураж, нынешнее распределение госзаказа оказалось не более демократичным и прозрачным, чем в прошлые годы. Впрочем, не следует забывать, что распределение госзаказа всегда было игрой, которую вели два стейкхолдера: с одной стороны, учебные заведения, с другой — министерства и ведомства, в подчинении которых они находятся. Вряд ли они охотно допустят в эту игру третью сторону или не воспользуются возможностями, позволяющими оставить игру закулисной.

Подробнее о том, как распределялся госзаказ в нынешнем году, читайте в новом выпуске еженедельника "Комментарии".