За рекламу попросят заплатить, даже если ее нет

Контролирующие органы готовы штрафовать газеты и сайты даже по откровенно сомнительным заявлениям

Несовершенство украинского законодательства позволяет легко и просто избавить от N-ной суммы денег любое отечественное средство массовой информации. Нужно лишь уличить его в скрытой рекламе. А это, как показала практика, сделать проще простого: достаточно лишь заявления в меру находчивого, но деятельного "доброжелателя", готового взяться за дело даже не корысти ради, а просто из любви к искусству. Все остальное сделают работники соответствующих органов.

Еще 18 июня этого года портал "Крым. Комментарии" разместил фото, опубликованное депутатом ВР Крыма Сергеем Шувайниковым на его страничке в Facebook. На снимке на фоне моря запечатлена жена депутата с банкой пива. "Лучшая реклама "Старопражского пива"... Любимый напиток моей супруги Натальи на отдыхе у моря", – гласила подпись, сделанная самим депутатом. Казалось бы, ничего, заслуживающего особого внимания.

Но так могло показаться лишь читателю с нормальной фантазией. Другое дело – фантазия богатая. Уже на следующий день в прокуратуру АРК (а также еще ряду адресатов от председателя Комитета ВР Украины по вопросам охраны здоровья Татьяны Бахтеевой до крымской Госинспекции по защите прав потребителя) "полетело" заявление о нарушении депутатом Шувайниковым п. 9 ст 22 Закона Украины "О рекламе". Согласно которой,  реклама, в частности, пива "не должна содержать изображения популярных лиц или прямое или опосредованное одобрение популярными лицами курения или употребления алкоголя, пива и изготовленных на его основе напитков". При этом заявитель не преминул упомянуть – причем дважды – что Шувайников является председателем "Общества защиты прав геев и лесбиянок". И уличил депутата в развращении детей и нарушении депутатской этики, попросив, скажем так, "принять меры".

Прокуратура полуострова, не долго думая, "спустила" заявление в местную инспекцию по защите прав потребителей. Которая тут же нашла искомые нарушения. Во-первых, решили в инспекции, информация "Крым.Комментариев" отвечает термину, указанному в ст. 1 ЗУ "О рекламе" (определяющей понятия "реклама" и "скрытая реклама"). Во-вторых, в ст.8 того же закона запрещено использование изображения физлица или его имени без письменного согласия. А в данной "рекламной статье", уверены в инспекции, издание распространяет информацию от имени депутата Шувайникова, согласно которой происходит "опосредованное одобрение пива "Старопражского" популярным лицом".

В связи с этим инспекция постановила предоставить письменное разрешение на право использования "фото женщины (по тексту – жена депутата) и от имени депутата ВР АРК Сергей Шувайникова", информацию о стоимости рекламы, утвержденный макет, а также произвести ряд других непонятных с точки зрения здравого смысла действий. В случае же непредоставления информации пригрозила штрафом в размере 100 необлагаемых налогом минимальных доходов граждан – или 1700 грн.

В данной истории прекрасно все, начиная с заявителя. А им стал скандально известный в Крыму Марк Бен-Наим, называющий себя "правозащитником". При этом заявление подано вроде им от имени "правозащитной группы "Полуостров Крым", куратором которой он является, и действующей почему-то на основании Закона… "Об авторском праве и смежных правах". То есть, как юрлицо никак не зарегистрированной.

Допустим, у чиновников крымской прокуратуры не было времени разбираться с очевидной надуманностью заявления, и они просто перенаправили его инспекции по защите прав потребителей. Однако к его решению возникает еще больше вопросов.

Например, совершенно непонятно, по какой причине инспекция приравняла малоизвестного депутата к популярным лицам. Как объяснил юрист Клим Братковский, дополнение о "популярном лице" было внесено в закон после участия известных спортсменов Андрея Шевченко и братьев Кличко в рекламе пива, однако дать собственной поправке конкретное определение украинские законодатели не удосужились, дав тем самым раздолье для трактовок. Под ним можно понимать, что популярное лицо – это не просто известный человек, о лицо, которому подражают, следуют его примеру. Последует ли кто-то примеру депутата Шувайникова (или все же его супруги? – "Комментарии") – вопрос спорный.

Также непонятно, почему информация в новости была расценена как реклама. Ведь согласно закону, реклама должна формировать (поддерживать) осведомленность и вызывать интерес к продукту. Раньше была приписка "с коммерческой целью", но сейчас ее убрали, поэтому под рекламу при желании также можно подвести все, что угодно. В то же время не является рекламой информация, которая прямо не призывает к действию, не имеет рекламного характера.

Наконец, скрытая реклама, согласно законодательству, – это "информация о лице или товаре в программе, передаче, публикации, если такая информация служит рекламным целям и может вводить в заблуждение относительно действительной цели таких программ и публикаций". Каким образом поданная в заметке "Комментариев" информация вводит в заблуждение о ее целях – тайна за семью печатями. "Никакой рекламной цели новость о том, как проводит время супруга депутата, взятая из открытых источников, не может служить. Нет ни рекламодателя, ни заказа, ничего", – подводит итог Братковский.

Добавим, что даже с маркой пива инспекция, что называется, "промазала". Вслед за заявителем, наивно скопировавшим информацию несознательного, "растлевающего" каким-то образом "детей", но, видимо, о-очень коварного депутата. Потому что никакого "Старопражского" пива на фото – да и в Украине – нет. На снимке же – пиво с дизайном, напоминающим продукт с похожим, но иным названием, которое "Комментарии" в силу самоцензуры упоминать не будут.

Казалось бы, это – лишь небольшой эпизод из жизни контролирующих органов, не заслуживающий внимания так же, как и заметка, его спровоцировавшая. Однако он раскрывает куда большую проблему, касающуюся всех без исключений СМИ Украины. Поскольку практически на любом ресурсе можно найти безобидную в принципе информацию, в которой очередной Бен-Наим со шлейфом бурной "правозащитной деятельности" (согласно сообщениям крымских СМИ, в 2010-м его вроде как собирались даже депортировать из страны) – с радостью обнаружит скрытую рекламу и оперативно напишет "куда следует". Со всеми вытекающими последствиями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться