Государство "ускоряет" отечественное кинопроизводство
Производители кино собираются наводить порядок в индустрии с помощью экспертов из Черногории, Словакии, Польши и Франции
На прошлой неделе, 18 сентября, Верховная Рада проголосовала за принятие законопроекта, согласно которому производство фильмов совместном с другими странами передано от Министерства культуры Государственному агентству по вопросам кино.
Критики закона, поданного на рассмотрение народных депутатов Кабинетом министров, заподозрили в инициативе стремление в очередной раз перераспределить финансовые потоки. "Комментарии" поговорили с главой Украинской Кино-Ассоциации Денисом Ржавским о том, кому в действительности выгодно данное нововведение и как оно повлияет на развитие отечественной киноиндустрии.
Начнем с главного: что дает переход полномочий от Министерства культуры к Государственному агентству по вопросам кино?
Министерство – это большой, сложный и достаточно неповоротливый механизм. В связи с этим, все процессы, которые проходят через него, затягиваются. Поэтому первое и самое очевидное преимущество – удастся сократить все бюрократические процедуры и принимать решения значительно быстрее. Во-вторых, я считаю очень правильным, что решения, связанные с развитием киноиндустрии, будут приниматься внутри киносообщества. Государственное агентство по вопросам кино все время держит руку на пульсе украинского кинопроцесса и, однозначно, вопрос копродукции для них более понятен, чем для Министерства культуры.
В объяснительной записке к законопроекту отмечается, что внесенные изменения будут способствовать созданию правовых и организационных условий, облегчающих совместное кинопроизводство. По вашему мнению, улучшатся ли условия кинопроизводства?
Конечно, да. Украинский кинорынок станет более понятным для наших европейских партнеров, мы будем с ними говорить на одном языке. Благодаря этому можно ожидать увеличения проектов снятых в сотрудничестве с другими странами. Украинская Кино-Ассоциация продолжит этот положительный тренд. Сегодня мы работаем над новым законопроектом "О кинематографии", он пишется по образцу новейших европейских документов и, надеемся, будет поддержан в ВР таким же большим количеством голосов.
Хотелось бы остановится подробнее на новом законопроекте "О кинематографии". Какие аспекты развития украинской киноиндустрии заложены в нем, какие инновации?
В новый проект закона "О кинематографе" мы постарались включить все, что касается судьбы фильма: от момента разработки проекта продюсерами до дистрибуции и контакта со зрителем. Предыдущие версии рассматривали кинематограф значительно уже – только как производство отдельной картины. В современных условиях конкуренции это уже не работает.
Что касается конкретных норм, я бы пока не хотел затрагивать этот вопрос. Хотя бы потому, что документ еще находится на стадии экспертного обсуждения. В прошлом году была попытка повторить французскую практику с билетами (во Франции процент от продажи каждого билета в кинотеатре идет в Фонд кино, деньги из которого затем направляются на производство фильмов – "Комментарии"), но общественное обсуждение показало, что на сегодняшний день это преждевременно. В любом случае мы будем исходить из максимальной функциональности и практичности.
Будет ли в этом законе взята за основу иностранная модель развития киноиндустрии – например, польская, французская или российская? Или это будет компиляция по принципу "берем самое лучшее"?
Мы взяли за основу самый свежий закон из европейской практики, который нам предоставили коллеги из Черногории, и на его основе начали разрабатывать собственный. К сожалению, просто взять лучшие нормы мы не можем – не все будет работать в Украине. Но к процессу адаптации мы привлекли целую армию экспертов из Словакии, Польши и Франции, чтобы максимально использовать самый современный опыт.
Будет ли прописана в законе государственная поддержка продюсирования лент, снятых при участии Госкино? Ведь сегодня ситуация такова, что фильмы уже снимаются, но их продвижение, откровенно говоря, хромает. А это, по мнению представителей Госкино, происходит потому, что продюсирование не оформлено на законодательном уровне?
Безусловно, проблема продюсирования сегодня стоит очень остро. Ее решение – одна из главных задач нового законопроекта. Например, сейчас у продюсера, если он работает с Госкино, фактически нет имущественных прав на выпущенный фильм. В Европе это нонсенс. Необходимо дать им возможность работать через субсидии.
К кинотеатральным сетям тоже немало вопросов. На данный момент у государства фактически нет никаких механизмов поддержки национального кино в прокате. С учетом тех мизерных штрафов, которые сейчас предусмотрены за нарушение квоты показа, это скорее вопрос патриотизма, чем каких-то реальных обязательств.
Еще раз хочу подчеркнуть: законопроект разрабатывается участниками рынка, теми же продюсерами, дистрибьюторами, прокатчиками. Так что вероятность пропустить что-то важное – минимальная.
Как вы считаете, в чем основная проблема продюсирования украинских фильмов: нам не хватает денег или профессионалов со знанием дела?
Думаю, это в основном вопрос времени, причем ближайшего. Действительно, не все знают о премьерах, но еще не все привыкли к мысли, что такое явление, как современное украинское кино, вообще существует. Что нужно, чтобы переломить ситуацию? Несколько громких премьер и несколько удачных картин. Я считаю, ситуация кардинально изменится, когда сами авторы фильмов поймут, что сегодня они могут делать кино не только для себя или в лучшем случае для фестивальных критиков, а для миллионов украинцев, для широких экранов. К примеру, на сегодняшний день снято больше 70 проектов, но единицы украинских съемочных групп позаботились о том, чтобы заранее выпустить трейлеры, постеры, осветить ход съемок. Для них самих мысль о том, что теперь работу можно делать для миллионов, а не для десятков избранных, непривычна. Как только они к ней привыкнут и поймут весь масштаб своих возможностей, дело пойдет на лад.
И напоследок, невозможно не спросить ваш прогноз: попадет ли наша картина "Параджанов" в шот-лист номинантов премии "Оскар"? И вообще, какую бы оценку вы поставили этому фильму, по пятибалльной шкале?
"Оскар" – замечательная премия. И, что интересно, в Штатах к ней относятся значительно проще, чем у нас – как к одному из инструментов продвижения фильма. Кстати, это еще один пример отличной работы Голливуда. Когда объявляли претендентов от Украины, я насчитал примерно 12 камер телеканалов. Поэтому сам факт того, что "Параджанов" будет представлять нашу страну, – уже победа для фильма и огромный плюс для кассовых сборов. Чем больше о нем напишут, тем больше зрителей пойдет в зал. Это отличный фильм, и если Вы спросите меня, стоит ли сходить на этот фильм в кино – безусловно стоит!