Пиратские сайты зачистят под Вильнюс
Легально украинцы пока могут смотреть лишь фильмы, сериалы и передачи украинских и российских телеканалов и киностудий
Украинские власти снова решили всерьез заняться борьбой с нарушением авторских прав в Интернете. По информации "k:", велики шансы, что в течение двух месяцев на рассмотрение парламента будет вынесен законопроект, подготовленный Госслужбой интеллектуальной собственности Украины (ГСИСУ). Документ предусматривает возможность в течение пяти дней блокировать сайты, где зафиксировано размещение пиратского контента. Для этого правообладателю нужно будет лишь направить соответствующую жалобу в ГСИСУ. Если через три дня нелицензионный контент не будет удален, налагается штраф в размере 34 тыс. грн. Правда, кого именно будут штрафовать, пока не ясно, поскольку от первоначальной идеи — возлагать ответственность за нарушение авторских прав на поставщиков услуг Интернета, провайдеров услуг хостинга или регистраторов доменов — авторы документа в последний момент отказались. Зато ясно, что все заинтересованные стороны (правообладатели, владельцы крупных интернет-площадок и чиновники) пришли к принципиальному консенсусу по поводу борьбы с цифровым пиратством. Поэтому документу будет обеспечена зеленая улица и в Кабмине, и в парламенте.
Активизировать борьбу с пиратством Украину вынуждают два внешних фактора. Первый — давление со стороны США. Еще в мае этого года Торговое представительство США (USTR) в ежегодном "Специальном отчете 301" поставило Украину на первое место в списке интеллектуальных пиратов. Тогда же было начато специальное расследование, результатом которого может стать отмена для страны торговых льгот. Итоги разбирательства должны быть обнародованы не позднее конца ноября. Второй фактор — ожидаемое подписание в Вильнюсе соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в котором особое место отводится защите интеллектуальной собственности. "Требования Евросоюза просты — упорядочить законодательство таким образом, чтобы правообладатели могли оперативно защитить свой контент от нелегального распространения. Каждая из стран ЕС сама определяет, какой механизм будет наиболее эффективен в борьбе с интеллектуальным пиратством. Но в их основе лежит единый принцип — быстрому удалению из Сети незаконного видео, блокировке его или ресурса, на котором он размещается, должны способствовать не только сами правообладатели, но и интернет-сервис и хостинг-провайдеры", — говорит Павел Миколюк, директор юридической фирмы "Виндекс" (представляет интересы Adobe Systems inc., Graphisoft R&D и т.д.). В действующем законодательстве нет норм, обязывающих провайдеров идти навстречу защитникам авторских прав в Сети, чем первые и пользуются. "Борьба с цифровым пиратством в нашей стране осуществляется с помощью законов, написанных больше десяти лет назад. Они морально устарели. Евросоюз ожидает от нас законопроектов, в которых будет прописана прозрачная и справедливая модель взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами", — говорит юрист.
Закрытие накануне Вильнюса пары-тройки известных ресурсов показало, что проблему с цифровым пиратством в Украине старыми методами решать бесполезно. "Закрытие конкретных ресурсов существенно не влияет на общую картину, а лишь создает условную позитивную статистику в борьбе с пиратством. Архитектура Всемирной паутины позволяет восстанавливать закрытые ресурсы, легко изменять юрисдикцию для хостинга еще не закрытых ресурсов или же использовать другие механизмы для поддержания работоспособности", — объясняет адвокат, партнер практики IT и медиа права АО "Юскутум" Дмитрий Гадомский. "Проблема в том, что у нас нет эффективных механизмов воздействия на нарушителей авторского права. С некоторыми ресурсами удается найти общий язык, и они идут нам навстречу, блокируя незаконный контент и сайты. Но самые популярные ресурсы (FS.ua или torrents.net.ua. — Ред.) жалобы правообладателей просто игнорируют", — говорит Владимир Илинг, председатель Антипиратской ассоциации Украины (защищает интересы отечественных кинодистрибьюторов — UFD, "Киномания", B&H и др.).
Воздействие на нарушителей через правоохранительные органы — процесс очень сложный и длительный. "Для нашей милиции дела о нарушениях авторских прав не в приоритете. Им удается разве что закрывать локальные интернет-сети, уличенные в незаконном обороте видео. Но этого мало", — говорит Владимир Илинг. По его словам, даже закрытие целого ряда торрентов и онлайн-кинотеатров второго эшелона (my-hit.ru, kinovonline.net, mediaguide.com.ua, sans.ck.ua, а также kinoshka.com.ua) никак не сказалось на масштабах цифрового пиратства. Вряд ли существенно изменит картину и закрытие упомянутого пиратского флагмана fs.to. На этой неделе сотрудники МВД после годичных жалоб ААУ наконец заблокировали работу популярного файлообменника. Но, учитывая тот факт, что изъять милиция могла лишь кеш-сервера (сервера с контентом площадки еще в сентябре были переведены за рубеж), ресурсу не составит труда восстановить свою работу после непродолжительной паузы.
Некоторых успехов в развитии рынка легального контента в Украине, правда, удалось достичь. Так, чуть более трех месяцев назад в крупнейшие медиахолдинги ("1+1 медиа", StarLightMedia, "Медиа Группа Украина") запустили проект "Чистое небо". Его суть проста — любой интернет-ресурс до 1 октября мог подать заявку на получение лицензионного контента от медиагрупп, если он будет размещаться в их плеерах. Как и ожидалось, крупные игроки вроде ex.ua и fs.to, проигнорировали такое предложение, однако остальные "сетевики", похоже, клюнули. "На данный момент к инициативе присоединились двадцать крупнейших интернет-площадок. И это задало рынку тренд. Мы каждый день получаем десятки заявок от сайтов", — говорит Евгений Абрамов, директор oll.tv. По его словам, помимо роста интереса интернет-площадок к такой кооперации наблюдается уменьшение количества незаконных размещений видеоконтента, права на который принадлежат телеканалам.
Что же касается построения системы монетизации для контента, который распространяется через Интернет, проблема с этим остается. По сути, доступ украинцев к легальным и актуальным видеоматериалам (через "белые" онлайн-кинотеатры или плееры телеканалов) ограничен локальным контентом. По большей части это фильмы, сериалы и передачи украинских и российских телеканалов и киностудий, тогда как голливудские кинохиты, свежие эпизоды популярных зарубежных сериалов у легальных игроков представлены слабо. "Отсутствие альтернативы пиратским ресурсам — это намного более серьезная проблема, чем само пиратство. Интернет-ресурсов, на которых можно было бы купить контент, просто нет, не говоря уже о наличии ресурсов с рыночной ценой на такой контент", — отмечает Дмитрий Гадомский. По мнению экспертов, приход таких крупных игроков, как Netflix, который в этом году зарегистрировал торговую марку в Украине, не решит проблему пиратства, но даст старт изменению рынка. "Пример работающей модели монетизации, которая может быть предложена Netflix, взбодрит наших правообладателей, застрявших со своими методами ведения бизнеса в прошлом веке", — прогнозирует Дмитрий Гадомский.
Между тем, в этом году снова стал процветать такой пиратский промысел, как камкординг (запись фильмов из зала кинотеатров). "Пик камкординга пришелся на 2007–2008 годы. Тогда Украина была мировым лидером в этой сфере. Но усилиями прокатчиков, которые постоянно ловили за руку камкордеров, этот промысел пошел на спад. В 2010–2011 годах не было зафиксировано ни одного видео, сделанного в украинских кинотеатрах. Теперь все вернулось", — говорят в Антипиратской ассоциации Украины. По данным ассоциации, в 2012 году было выловлено два видео, сделанных в отечественных залах, а с начала этого года — уже девять. Еще больше фиксируется записанных в Украине звуковых дорожек, которые накладываются на видео, — более двадцати за последние месяцы. "Нарушители просто успели убедиться в своей безнаказанности. Довести до суда пойманных с поличным оказалось невозможно. В нашей стране запись в зале "для личного пользования" законом не запрещена", — говорит Владимир Илинг. Решить проблему пытались еще в 2009 году — было предложено принять поправку к Закону Украины "Об авторском праве", уточняющую понятие "камкординг" и устанавливающую ответственность за него. Но такая поправка так и не была принята.