Фильм недели. Философская порнография Триера

«Комментарии» знакомят читателей с самыми интересными киноновинками недели

Новый фильм Ларса фон Триера – это уже само по себе нечто вроде торговой марки. Стоит только появиться новости о том, что великий и ужасный Ларс что-то снимает или уже снял, как тут же публика, падкие до сенсаций журналисты массовых изданий и кинокритики провозглашают всеобщую мобилизацию. Триер каким-то чудом умеет объединять и в ненависти, и в обожании к себе и своему творчеству как элиту, так и массы.

Сочетание массового и элитарного присуще "Нимфоманке" более, чем какой-либо другой картине Триера. Фильм, несмотря на явную принадлежность к авторскому кино, в одном только Киеве взяли для показов более полутора десятков кинотеатров.

Своего рода шедевром была уже рекламная кампания ленты. Триер умело подкидывал разного рода провокационные слухи, плакат с зашедшимися в экстазе актерами стал образцом рекламы, даже рутинный вопрос хронометража окончательной версии превратился в мини-скандал: Триер снял нечто протяженностью 5,5 часов, из которых в итоге продюсеры сделали две двухчасовых части. Собственно, на наши экраны вышла первая часть.

Главный вопрос, который волнует многих – порнография это или нет, есть там "это", или нет.

В прологе фильма пожилой холостяк-интеллектуал по имени Зелигман (излюбленный актер Триера Стеллан Скарсгард) находит на улице избитую Джо – женщину 50 лет (Шарлотта Генсбур), приводит ее домой, отогревает, укладывает в постель, отпаивает чаем, а она рассказывает ему историю своей жизни, начиная с детства. Как сказал сам Скарсгард на пресс-конференции после премьеры на Берлинском фестивале, они с Генсбур представляют две стороны натуры самого Триера: он – более смирную и инертную, она – более сложную. Здесь также можно вести речь и о конфликте рационального и иррационального, которое у Триера всегда имеет женскую природу. В соответствии с этим Зелигман все время повествования дает разного рода научные и искусствоведческие комментарии, которые иллюстрируются разнообразнейшими игровыми и документальными  эпизодами, а Джо-Генсбур все это сразу же примеряет к своему богатейшему опыту.

Фильм скомпонован по образцу романа, как предыдущие работы Триера, "Догвилль" и "Антихрист" – с делением на главы, лирическими и даже научными отступлениями. Кино снято просто и в то же время увлекательно. Местами в нем есть легкость комедии, местами – рваный ужас психологического триллера. Кстати, именно в "Нимфоманке" Триер доказал, что умеет смешить зрителя – блестящим эпизодом, где Ума Турман виртуозно сыграла обманутую жену. Вообще, актерский состав в фильме, как всегда у Триера, хорош. Даже бывший протагонист подростковой чепухи "Трансформеры" Шая Лабаф вполне прилично управляется с ролью Жерома, одного из любовников Джо.

Ну, а насчет "этого", то да, "это" есть. Откровенные сцены сняты изобретательно, их исполнение легло на плечи бывшей фотомодели Стэйси Мартин, играющую Джо в молодости. Но эротика основного смысла не составляет; это лишь знак одержимости, которая лежит намного глубже, чем поиск телесных удовольствий. Главное – не похождения героини, а драма ее жизни. Тем более волнующая, что побудительные мотивы и причины остаются скрытыми.

В общем, что бы ни говорили злопыхатели, "Нимфоманка" – новая удача Триера, новая взятая им высота. Идите и смотрите.