УКРАИНА

В борьбе за «место под солнцем» подросткам достается и от своих, и от чужих

0

Пока школьник не поднимется на самый верх, его будут гнобить со всех сторон

Дети, добивающиеся более высокого статуса в средней и старшей школе, становятся мишенями массированной, но малоизвестной по своей сути агрессии

В Украине проблема школьной иерархии и отношений между учащимися поднимается не так уж и часто. В США и Европе всевозможным аспектам подростковой жизни уделяется куда больше внимания. В том числе и теме унижений со стороны сверстников. О том, как еще не взрослые, но уже и не дети, гнобят своих же однокашников, пытающихся стать более значимыми, пишет журналистка «Time» Элис Парк в материале «Когда популярность имеет последствия: восхождение по социальной лестнице может привести к запугиваниям».

Есть определенные истины, к которым мы пришли в понимании социальной иерархии в средней и высшей школе – популярные дети правят балом, в то время как их менее «статусные» сверстники, которые одеваются, думают или действуют по-другому, становятся изгоями, обитающими в нижних слоях школьного социума. Исследования это подтверждают: большинство жертв издевательств действительно занимают нижние ступеньки школьной социальной лестницы. Так, в 2011 году почти 30% американских учащихся в возрасте от 12 до 18 лет жаловались на запугивания и преследования – либо непосредственно в школе, либо через Интернет.

Однако новые данные свидетельствуют, что «привычные» социальные изгои – не единственные цели для агрессии, и сам рост социального статуса может привести к гонениям, дразнилкам и угрозам. «Эта вторая модель агрессии наблюдается среди детей с достаточно заметным статусом. Они становятся мишенями для прессинга со стороны конкурентов, и это идет по нарастающей, пока они не поднимутся на самые высокие ступени социальной лестницы», – рассказывает Роберт Фэрис, преподаватель социологии Университета Калифорнии Дэвис.

Фэрис хотел более глубоко разобраться в проблеме издевательств и выявить «горячие точки» конфликтов и агрессии в школьной среде. Вместе со своей коллегой Дианой Фелмли, преподавателем социологии из Университета Пенсильвании, он занялся поиском других, малоизвестных причин агрессии среди школьников – которые, например, могли бы использоваться как инструмент для повышения социального статуса.

И результаты исследования Фэрис и Фелмли показали, что объектом гонений  становятся не только дети, которые не вписываются в «общепринятые» рамки. Но и те, кто пытается избежать этой участи, старательно карабкаясь вверх по социальной лестнице. «По мере того, как социальный статус растет, участие в агрессии – и как агрессора, и как жертвы – также имеет тенденцию к росту, пока школьник не поднимется на самый верх. Тогда ситуация меняется на противоположную», – объясняет Фэрис.

Чтобы выявить этот феномен, Фэрис и Фелмли провели исследование с участием более чем 4200 учащихся восьмых, девятых и десятых классов. Осенью, в начале учебного года, школьников попросили назвать пять ближайших друзей. Исходя из этой информации исследователи создали социальную карту, напоминающую птичье гнездо. Те, у кого были выстроены кратчайшие связи с большинством студентов, получили более высокий ранг по статусной шкале. Весной сбор информации повторили, чтобы определить зависимость между изменением в статусе и полученными сведенияями о случаях унижений, которые включали в себя словесные оскорбления, физическую агрессию, распространение малоприятных слухов и непрекращающийся прессинг.

Оказалось, что для учеников, которые начинали учебный год, например, с 50% долей социальных связей, но смогли дорасти до 95%, вероятность стать жертвой некоторых видов агрессий подскочила на четверть по сравнению с теми, кто так и остался со своими 50%.

Дети также отвечали на вопросы, касающихся их тревожности, депрессии, раздражительности, привязанности к школе, а также оценки своего социального места в школьной среде. В результате выяснилось, что социально мобильные и нарастившие популярность дети не только стали жертвами подростков со стабильными показателями, но и были более чувствительны к влиянию этих издевательств. Они отличались более высокими уровнями тревожности, депрессии и раздражительности, а также имели более низкую оценку собственного места в своей социальной группе. Роберт Фэрис подозревает, что это может быть следствием того, что такие подростки вложили больше времени и усилий, бьющих по чувству собственного достоинства, в повышение социального статуса. И чувствуют, что могут потерять больше других, если подвергнутся остракизму.

Причем девушки становились мишенью для издевательств такого альтернативного типа в непропорционально большей мере. Самые высокие уровни такой агрессии наблюдаются именно между девочками, да и мальчики чаще выбирали своей мишенью сверстниц, а не таких же карабкающихся на социальный верх сверстников.

«Одной из особенностей, на которую мы обратили внимание, и является существование группы людей, о которых мало кто подумает, что их обижают», – отмечает Фэрис. Он отмечает, что, хотя львиная часть агрессии может не вписываться в классическое определение унижения, словесные насмешки и остракизм, как в реальном мире, так и в Интернете, и в социальных медиа, может иметь разрушительные последствия. И потому понимание того, что жертвы не всегда подпадают под общепринятые критерии изгоев, не отвечающих социальным нормам, может привести к более эффективным способам выявления и даже к сокращению унижающего поведения всех видов в школах.

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: психология, лидерство, унижение, социальный рост, подросток, школьник

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Новости mama.land

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus