Главная Новости Досуг О подростках и войне
commentss НОВОСТИ Все новости

О подростках и войне

У подрастающего поколения может сформироваться стиль мышления беженцев или жертв

5 апреля 2014, 00:15
Поделитесь публикацией:
О подростках и войне

На вопросы "k:" ответил руководитель киевского Центра травматологии, травмотерапевт Евгений Тычковский.

Как драматические события последних месяцев отразились на подростковой психике?

Заметной тенденцией является многократное повышение уровня агрессивности среди школьников, учебные заведения которых находятся вблизи Майдана. По данным Киевского управления образования, агрессивность детей, количество потасовок и стычек между школьниками по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло более чем в десять раз. Информационный поток, которому молодая психика только учится противостоять, тревожные "сообщение с фронта", масса фото- и видеоматериалов, документирующих ситуацию в Крыму и других регионах, разговоры о возможной войне на территории Украины, дальнейшая экономическая и политическая дестабилизация стали факторами хронического травмирования детей. Самостоятельно справиться с таким стрессом незрелой подростковой психике иногда бывает довольно сложно.

Как понять, что ребенок не просто переживает переходный возраст, а пытается справиться с травматическим опытом?

Необходимо помнить, что самый впечатлительный подростковый период, когда психика наиболее податлива к травмированию, у юношей и девушек разный. Для мальчиков это 11–13 лет. У девочек он наступает позднее — в 13–15 лет. В целом подростки проявляют достаточно типичные для своего возраста реакции на стресс-факторы. Но они могут находиться в рамках здоровой адаптации психики к травматической ситуации и выходить за эти рамки. Возьмем реакцию эмансипации. Характерное для этого возраста стремление освободиться от давления взрослых может обостряться под влиянием драматических событий, которые мы сегодня переживаем. Под предлогом объявленной частичной мобилизации подростки могут убегать из дому, демонстрировать храбрость вплоть до полного отключения инстинкта самосохранения. Кроме того, могут наблюдаться компенсаторные реакции. Тинейджеры часто становятся эгоцентриками, им хочется во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. Если такой подросток, к примеру, не может похвастаться сильными мышцами, это его очень огорчает и вместе с тем провоцирует посвятить себя делу, где у него есть шансы поразить ровесников и свое окружение в целом. Экстраординарные события подливают масла в огонь этого подросткового выпендрежа — те, кто не может самоутвердиться мышцами, начинают с азартом принимать участие в креативных акциях. Другие, наоборот, без устали гоняют по дворам условных "титушек". Кстати, может возникать и противоположная ситуация — гиперкомпенсации. Если подросток бегал на Грушевского, когда там бросали коктейли Молотова, старался быть рядом с Майданом или на региональных митингах в самые критические моменты последних месяцев, это далеко не всегда свидетельствует об его отваге, силе духа или патриотических порывах. Юноши, страшась опасной ситуации, не убегают от нее, а умышленно лезут на рожон, чтобы таким образом преодолеть свой страх, свою слабость.

Как будет изменяться молодежная среда под влиянием посттравматических переживаний?

Каждая революция продуцирует своих героев и антигероев. Поэтому очень вероятно, что в ближайшее время мы будем наблюдать разнообразные проявления реакции имитации. В целом подражание, особенно игровое, больше характерно для детей младшего возраста. Но в нынешних реалиях, когда информационные войны создают настоящие культы героев и антигероев, этот процесс не обойдет и подростков. Сегодня много обсуждается фигура Сашка Билого. И весьма вероятно, что у него начнут появляться юные последователи. Равно как и некоторых других персоналий, ставших известными публике в последние месяцы.

Следует ожидать появления молодежных субкультур, которых мы до сих пор не наблюдали. Идеи, вокруг которых они будут формироваться, могут быть самыми неожиданными: отряды против "титушек", "неопатриотические" группировки и т.п. Как и любые другие молодежные субкультуры, они будут базироваться на нетерпимости к иным, тем, кто от них отличается. Учитывая резкое повышение уровня агрессивности среди молодых, о чем мы уже говорили, наличие постоянных раздражителей и отсутствие сдерживающих факторов в постреволюционной действительности, эти субкультуры могут быть довольно опасными. Особенно будут страдать подростки, не вписывающиеся в новые молодежные формации. Они станут объектами жестоких насмешек, травли и преследований. Для общественного равновесия в целом такие молодежные силы будут деструктивными.

Каких изменений можно ожидать на уровне общественного сознания?

Большой угрозой, на мой взгляд, является то, что у подрастающего поколения может сформироваться стиль мышления беженцев или жертв. Признаки формирования этого синдрома виктимности можно увидеть в народном фольклоре, которым обрастают трагические события последних месяцев. Синдром жертвы приучает мыслить и ощущать себя ущемленной, слабой стороной, не способной своими силами справиться с проблемами. Это позиция вечного унижения. Такое самопозиционирование заводит в тупик. И чем быстрее мы это осознаем, тем лучше.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Наталия Давыденко
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!