Главная Новости Досуг Жозе Моуриньо - путь к успеху
commentss НОВОСТИ Все новости

Жозе Моуриньо - путь к успеху

20 октября 2009, 08:55
Поделитесь публикацией:
Жозе Моуриньо - путь к успеху

Давным-давно прошли те времена, когда тактика являла собой некую застывшую форму, а тренеры, давая предматчевые указания свои командам, ограничивались пожеланием "выразить себя и получить удовольствие от игры". Футбол уже не одно десятилетие являет собой борьбу разных тренерских мировоззрений, которые находят воплощения в тактике. Сегодня тренер должен уметь не только использовать сильные стороны своих игроков, но строить игру команды так, чтобы нивелировать козыри соперника. Форма и уровень игроков не всегда становятся определяющим фактором успеха, от тренера требуется также умение быть тактически гибким и предусмотрительным.

Жозе Моуриньо появился в европейском футболе почти ниоткуда. Но этому стремительному взлёту предшествовали долгие годы кропотливого труда и учёбы. Отношение к португальскому наставнику среди футбольной общественности сложилось крайне неоднозначное: во многом из-за манеры поведения, но также и в силу отсутствия у него как такового игрового опыта. Моуриньо нередко называют выскочкой, хотя он успел добиться достаточно, чтобы к его методам работы относиться с уважением.

Конечно, основополагающая любого тренерского успеха нам, простым смертным, недоступна. Она спрятана от посторонних глаз на тренировочных базах, но вершина айсберга – игра как результат подготовительной и фундаментально работы – выставлена на всеобщее обозрение. Потому проследим за тренерской мыслью Моуриньо на примере тактических рисунков, наиболее характерных для его команд.

Начнём с Порту, потому что именно с этой командой Жозе добился первых громких успехов. К тому же с Бенфикой Моуриньо проработал в 2000 году неполные три месяца, а Лейрия – это пусть и важная, но всего лишь ступенька на пути к серьёзной работе. Хотя нельзя не отметить, что при Жозе Лейрия добилась наивысшего успеха в своей истории – пятого места.

Порту: бриллиант

В Порту Моуриньо работал с 23 января 2002 по конец мая 2004 года, но успел за такой относительно короткий срок добиться головокружительных успехов.

Игра Порту отличалась отличной организованностью, плотными действиями по всему полю с целью лишить соперника свободного пространства, но в средней линии и в атаке всегда было место для исполнителей, умеющих творить.

Оборону возглавлял опытный, хоть и неоднозначный вратарь Витор Баия. Перед ним в центре обороны действовал такой же ветеран Жорже Кошта, пару которому составил Рикардо Карвальо. Правым защитником Моуриньо сделал Пауло Феррейру из Сетубала, а налево забрал из своей Лейрии Нуно Валенте.

В общем-то, все команды Моуриньо в обороне действовали в общепризнанном ныне стиле: четыре защитника в линию (мода на трёх центрбеков в начале нового века уже начинала отступать).

Куда интереснее была средняя линия и атака.

Когда Порту завоевал Кубок УЕФА, команда чаще всего действовала с двумя форвардами. Одним из них был бомбардир Дерлей, тоже поработавший с Жозе в Лейрии. В паре с ним появлялся либо опытный Нуно Капушо, либо считавшийся страшно талантливым Элдер Поштига, либо своенравный Бенни Маккарти.

Они завершали всю ту работу, которую проделывала неутомимая полузащита. Можно сказать, что поначалу средняя линия Порту Моуриньо играла "ромб" (diamond), в основании которого был отменный опорный хав Коштинья. Чаще всего ему помогали Манише и Дмитрий Аленичев, а ближе к атаке действовал великолепный Деко.

Но в следующем сезоне, когда Порту завоевал Лигу чемпионов, схему пришлось видоизменить. Тогда из-за тяжёлой травмы надолго выбыл Дерлей, Поштига отбыл в неудачный вояж в Тоттенхэм, а Эдгарас Янкаускас на роль полноценного игрока не претендовал. Но Моуриньо нашёл выход из положения. Он использовал на острие атаки одного только Маккарти, Деко, действовавший под ним, получил ещё больше свободы. Зато на левом фланге появился ярко выраженный вингер Карлос Альберто, который в январе 2004 года прибыл из Флуминенсе и сразу же произвёл фурор в матчах 1/8 финала против МЮ. Талант, для которого те полсезона в Порту остаются лучшими в ещё недолгой карьере, был настолько полезен скоростью и непредсказуемостью, что когда восстановился Дерлей, Моуриньо не стал менять схему, а просто посадил в запас Маккарти.

Музей: чемпион Португалии (2003, 2004), Кубок Португалии (2003), Суперкубок Португалии (2003), Кубок УЕФА (2003), Лига чемпионов (2004)

Челси: классика

После победы Моуриньо в финале Лиги чемпионов тогда ещё сказочно щедрый Роман Абрамович потребовал перспективного наставника в Челси. Жозе в Англии продолжил побеждать, однако к сентябрю 2007 года отношения португальца с руководством испортилось настолько, что стороны предпочли расстаться. Тем более что Моуриньо так и не смог добиться того, чего от него требовалось в первую очередь – завоевания Лиги чемпионов.

Челси Моуриньо чаще всего вспоминают по схеме 4-3-3, однако португалец пришёл к ней не сразу, впервые использовав только в седьмом туре в матче с Миддлсбро. Первый месяц он пытался эксплуатировать "ромб", с которым Челси был знаком благодаря предыдущему наставнику Клаудио Раньери. У итальянца эта схема не работала, и Жозе тоже отказался от неё как от основной.

В воротах Челси как раз тогда возник Петр Чех. На правый фланг обороны Моуриньо забрал следом за собой Пауло Феррейру, хотя эта позиция долгое время так и останется для команды одной из самых проблемных. Вместе с Жозе перебрался в Лондон и Карвальо, который вместе с Джоном Терри цементировал центр обороны, а слева до появления Эшли Коула действовал либо Уэйн Бридж, либо Вильям Галлас, либо Асьер дель Орно.

Тому Челси забить было очень непросто, но эта надёжность заключалась не только в уровне игры защитников и вратаря, а в организации разрушительной работы всей команды. Ключевым игроком в этом выступал, конечно же, потрясающий опорный хав Клод Макелеле. Перед ним действовали Фрэнк Лампард и игроки вроде Тиаго или Алексея Смертина, пока не появился Майкл Эссьен. Долгое время Моуриньо искал позицию на поле для Джо Коула. Этот талантливый полузащитник с ролью Деко так и не справился, и в конце концов нашёл себя сначала как правый хав, а затем и правый нападающий.

Изменилась и позиция на поле форварда Эйдура Гудйонсена. В первый для Моуриньо сезон исландец поначалу занимал место в атаке рядом с Дидье Дрогба, но затем стал "садиться" всё глубже, пока не превратился в одного из центрхавов-работяг. Ивуариец в одиночку прекрасно справлялся с ролью наконечника копья, тем более что с флангов его всё время поддерживали быстрые и техничные Арьен Роббен, Дэмьен Дафф и Джо Коул.

Челси играл внешне просто, однако это была та самая тщательно продуманная и отрепетированная простота, которая делала игру команды эффективной. Ведь отличительной чертой команды Моуриньо была не только надёжность, но и стремительные массированные атаки. Благодаря такому игроку как Макелеле, который почти не покидал своей половины поля, другие центральные полузащитники и особенно Лампард активно шли вперёд, поддерживая атаку из глубины.

Причём создавалось впечатление, что Моуриньо иногда искусственно сдерживал свою команду, вынуждая играть её по счёту. Но о том, какой мощный атакующий потенциал в ней был заложен, видно на примере впечатляющего разгрома Ливерпуля на Анфилд Роуд – 4:1.

Но на третий сезон работы в Лондоне Жозе стал уходить от ставшей фирменной схемы игры. Это можно объяснить частыми травмами Роббена и Коула, продажей Даффа, неудачной игрой Шона Райта-Филлипса, вследствие чего Моуриньо вынужден был пробовать вариант игры без вингеров. Тем более что как раз тогда в Челси прибыл ещё один форвард высокого уровня Андрей Шевченко, а также ещё один классный центрхав Михаэль Баллак. Но 4-4-2 отказывалась работать с той же эффективностью, и заканчивалась эпоха Моуриньо "старым добрым 4-3-3": в последнем матче Челси при Жозе против Русенборга на острие атаке действовал Шева, а на флангах атаки Саломон Калу и Флоран Малуда.

Музей: чемпион Англии (2005, 2006), Кубок Англии (2007), Кубок английской Лиги (2005, 2007), Суперкубок Англии (2005), полуфинал Лиги чемпионов (2005, 2007)

Интер: хочется, да не можется

Летом 2008 года Моуриньо стал главным тренером Интера, и с самого начала заявил о желании привить команде вариант игры с тремя форвардами. Для этого нерадзурри приобрели на роль фланговых нападающих Рикардо Куарежму и Мансини, которые, как предполагалось, должны были подойти на роль идеальных партнеров для Златана Ибрахимовича. Однако ни португалец, ни бразилец заиграть в команде не смогли, и Моуриньо от такого варианта игры как от основного отказался.

Уже в третьем туре в паре с Иброй на острие атаки стал действовать Адриано, затем за спиной двух нападающих (вторым не обязательно был строптивый бразилец) образовался квартет полузащитников в лице трёх центральных (Хавьер Дзанетти, Эстебан Камбиассо, Салли Мунтари) и одного свободного (Деян Станкович).

Кстати, один из болельщиков Интера высказал интересную мысль по поводу тактических исканий Моуриньо в прошлом сезоне (подаётся с некоторыми стилистическими правками): "4-3-3 провалился по большому счету из-за Ибры. Для этой схемы нужен нападающий касания, человек-момент, который будет завершать моменты, созданные двумя крайками. Ибра же любитель получить мяч за пределами штрафной, а уже там принять решение о дальнейшем продолжении атаки, тем самым он вырубает фланговых нападающих из игры. Вот Этоо для 4-3-3 – идеальный вариант. Он нападающий штрафной. При Ибре (бесспорном гение, шедевральном игроке) труднее раскрыться остальным, тому же Куарежме, Мансини (ни в коем разе их не оправдываю, но все же), да вообще игрокам только начинающим находить себя в коллективе! … С Иброй порой сложнее ни чуть не меньше, чем без него. …Проект "Ибрахимович" в принципе мы уже разработали по максимуму, а вот проект "Моуриньо" пока нет".

Что-то есть в этой точке зрения, хотя, пожалуй, всё на самом деле объясняется проще. Ведь, по крайней мере, Моуриньо не видит проблему именно в такой манере игры форварда: "Для меня нападающий – не просто нападающий. Это игрок, который постоянно в движении, который умеет подыгрывать своим партнёрам, становясь по ситуации даже фланговым полузащитником, для него не должна быть проблемой ни одна из схем: ни 4-4-2, ни 4-3-3, ни 3-5-2…"

Музей: чемпион Италии (2009), Суперкубок Италии (2008)

Автор: Алексей Иванов



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!