Первую помощь будут оказывать на западный манер

После Майдана резко возрос спрос на посещение курсов домедицинской помощи, но говорить, что люди стали заметно отзывчивее к чужой беде, рано

Украинский научно-практический центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Украины разработал и презентовал современные, рассчитанные на массовую аудиторию методические пособия и учебный фильм по оказанию домедицинской помощи. Этот термин появился в обиходе медиков относительно недавно. "Это новое понятие, введенное в оборот постановлением Кабмина №1115 от 21 ноября 2012 года и отвечающее западной классификации. Под ним подразумевается помощь, оказываемая больным и пострадавшим лицами, не имеющими медицинского образования, но оказавшимися на месте происшествия. То есть то, что раньше у нас называлось само- и взаимопомощью", — объяснил "k:" Сергей Гурьев, заместитель директора Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Украины. Ведомство также разработало проект приказа "Об утверждении порядков оказания домедицинской помощи в неотложных случаях", который вскоре будет доступен для публичного обсуждения и внесения дополнений.

По словам Сергея Гурьева, советские техники первой медицинской помощи во многом морально устарели. "Мир шагнул вперед, появились новые технологии и новые приемы. В новой программе мы использовали лучшие современные наработки оказания первой помощи, используемые в мировой практике. В частности, американскую и немецкую системы", — говорит он. В соответствии с ними разработан и модифицирован комплекс Basic Life Support (базовая поддержка жизни), состоящий из ряда манипуляций, которые позволяют поддерживать дыхание, сердечный ритм и т.д.

Ярким примером новых технологий, давно ставших нормой на Западе, является умение неспециалистами использовать автоматические дефибрилляторы при внезапной остановке сердца. В развитых странах они установлены во всех местах повышенного скопления людей. В Украине, являющейся лидером среди европейских стран по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, их можно пересчитать по пальцам. Число "лайфпэков" должно заметно увеличиться уже до конца этого года — так, два месяца назад пообещало Мининфраструктуры. Но эффект от этой программы проявится лишь тогда, когда украинцы не только будут знать о существовании таких устройств, но и не будут бояться их использовать.

Следует сказать, что на овладение практиками домедицинской помощи сегодня существует небывалый общественный спрос. Полгода революции, силовых противостояний и тревожное ожидание полномасштабных военных действий подтолкнули украинцев к массовому посещению специальных курсов — как в государственных, так и в частных клиниках. "Драматические события последних месяцев пробудили у населения большой интерес к этому вопросу. Самый большой наплыв наблюдается в городах-миллионниках — Киеве, Харькове и Днепропетровске. Кроме того, заметную активность стали проявлять работодатели. Они целенаправленно отправляют на курсы своих сотрудников, имеющих дело с большим потоком людей — охранников, продавцов и т.д.", — рассказывают в Центре экстренной медицины.

Однако готовность помочь пострадавшему у нас еще далеко не типичное явление. Многие не решаются даже дотронуться до чужого человека, попавшего в беду, не говоря уже о том, чтобы сделать ему искусственное дыхание. Сильны внутренние тормоза вроде "сделаю что-нибудь не так, а потом отвечай", "а вдруг подхвачу какую болячку". По словам психологов, опыт Майдана пока радикально не изменил подобные установки. "Готовность прийти на помощь случайному прохожему — один из маркеров гражданского общества. В одних регионах страны этот тест на "гражданственность" сдают успешнее, чем в других. Учитывая кровавые противостояния на Востоке, этот контраст позиций заметен как никогда. Одни находят в себе силы в трудный момент взять на себя ответственность за чужую жизнь и здоровье, начать действовать самостоятельно. А другие все никак не выскочат из объятий патернализма и даже в пиковые моменты продолжают переводить стрелки на бесплатную медицину, "которая обязана" и государство, "которое нам всем должно", — говорит Владимир Погорелый, психотерапевт, руководитель организации "Кризисная психологическая служба" (выросла из "Психологической помощи Майдана". — Ред.). По словам специалиста, в целом украинцы стали отзывчивее к чужой беде, но не всегда готовы лично участвовать в рискованной ситуации. "Некоторые украинцы как бы застыли посередине. Они готовы оказывать содействие, но не лично, непосредственно — грубо говоря, на улице, — а окольными путями: перечислять деньги, подвозить лекарства, заботиться о последующем выздоровлении пострадавших. Но и это уже много, учитывая, какой была ситуации буквально год назад", — говорит Владимир Погорелый.

Врачи отмечают, что преодолеть барьеры личного контакта с чужим человеком помогают занятия с муляжами и манекенами. Медики говорят: если научиться делать массаж сердца синтетическому "страдальцу", дальше рукам уже все равно, кто под ними — "синтетик" или живой человек. Вот только подобными антропоморфными тренажерами наши центры экстренной медпомощи укомплектованы лишь на 15–20%.