Главная Новости Досуг Как зарабатывают на искусстве
commentss НОВОСТИ Все новости

Как зарабатывают на искусстве

Коллекционирование часто начинается как капиталовложение, но со временем превращается в дорогостоящее, но перспективное хобби

25 сентября 2014, 08:00
Поделитесь публикацией:
Как зарабатывают на искусстве

В преддверии первого в нынешнем году аукциона современного искусства "Комментарии" пообщались с совладельцами столичного аукционного дома Михаилом и Алексеем Василенко, а также известным украинским галеристом Евгением Карасем о том, чем живет украинский рынок современного искусства, кто собирает коллекции и как сделать покупку картины выгодной инвестицией.

Когда картина выгоднее дома

Как утверждают эксперты, рынок произведений искусства сложно сравнить с каким-то другим по стабильности и окупаемости капиталовложений. Недвижимость, например, имеет большой "разлет" взлетов и падений, в то время как на арт-рынке они намного меньше. Предметы искусства высокой ценовой категории даже во время глубоких кризисов теряют в цене минимально (10-20% и меньше), если вообще теряют. Их не так много, чтобы на них падали цены, и обычно за ними стоит небольшая, но очередь из потенциальных покупателей. Кроме того, такие предметы  чаще покупают люди обеспеченные, и для них продажа работы не будет решающим фактором. Поэтому если что-то и продают, то, как минимум, по цене покупки, а чаще – с заработком в 20-30%. В противном случае предмет искусства просто висит на стене и радует взор своего хозяина.

Качественное произведение стабильно растет в цене на 15% в год. Падение экономики – как, например, украинский кризис 2008 года, может стать точкой для покупки, когда человеку, который уже купил произведение искусство, нужно пережить кризисные явления, а новому покупателю, наоборот, выгодно такой перспективный товар приобрести. Разумеется, многое зависит от автора: в каждом направлении есть 10-20 имен – первый эшелон – которые дешевле стоить не будут, поскольку все хотят купить, а материала мало. Даже если несколько работ проданы на вторичном рынке за копейки, на общую картину это не повлияет. Так, украинский кризис никак не влияет на стоимость работ Анатолия Криволапа, у которого уже есть крепкие инвестиционный тылы на европейском рынке.

Со вторым, третьим, четвертым эшелонами ситуация сложнее. Материала там больше, ценовой сегмент меньше и, соответственно, нет покупательского ажиотажа. Поэтому работы второго или третьего эшелона (до $5 000, максимум до $10 000) некоторое время могут быть не особо востребованы – сейчас, например, цены на второй-третий эшелон классического искусства могут потерять до 50% цены по сравнению с двух-трехлетней давностью.

Инвестиция, превращающаяся в страсть

Коллекционеров современного искусства в Украине немного – хорошо, если наберется 1000 человек. На каждом аукционе обычно появляется около 5 новых коллекционеров, но ключевых игроков намного меньше. За последние несколько лет появилось лишь 15 человек, которые покупают дорогие коллекционные вещи.

Серьезным коллекционером называют президента Петра Порошенко. И хотя сейчас ему не до произведений искусства, эксперты надеются, что интерес главы государства положительно повлияет на развитии арт-рынка. "Пока глава государства ходил на футбол, был модным футбол. Когда он начнет ходить в музеи, открывать выставки, станет модным искусство", – объясняют они. Например, когда к власти пришел Виктор Ющенко, тоже была мода на коллекционирование, и предметы искусства демонстрировали очень хороший рост.

Стоит отметить, что в Европе тяга к коллекционированию закладывается с детских лет, в годовые семейные бюджеты закладываются деньги на покупку предметов искусства, дизайна, посещения выставок и прочих культурных мероприятий. Во многих семьях передают коллекции из поколения в поколение, отец собирает коллекцию для своего сына, а тот, когда вырастает, имеет право распоряжаться ею, как хочет, но обязан собрать новую для своих потомков.

Почем искусство для народа?

Во многом формирование и рост цены на работы того или иного автора зависит от его "раскрутки": публикаций, участия в выставках и международных проектах, а также от техники и размеров полотен. Влияют на ситуацию и рекордные продажи других авторов. Например, после "проникновения" на Запад Александра Ройтбуда, там заговорили об украинских авторах в целом, что положительно повлияло на отечественный арт-рынок. Кроме того, поднимает стоимость работ и смерть автора – в среднем в полтора-два раза, поскольку новых работ уже не будет.

В принципе, вокруг того или иного автора можно создать ажиотаж, что приведет к росту цены. Для этого нужно иметь достаточный капитал или, в случае самого автора, определенное везение. Эксперты приводят пример украинской художницы Татьяны Яблонской: был период, когда на рынке было большое количество ее работ небольшого формата, 40х50 см. Однако творчеством Яблонской очень заинтересовались китайцы – она им, видимо, близка по духу, и много китайских авторов ей подражает. Гости из Поднебесной скупили все, что было доступно на рынке, и за полгода цены на работы художницы взлетели в 3-4 раза. Сейчас на любой холст Яблонской стоит очередь из тех, кто готов его немедленно купить.

Впрочем, бывают и обратные примеры. Так, в 2007-2008 году работа известного классического художника Владимира Сидорука, которого на рынке в принципе было много, была выставлена на торги за $10 000, а продана за $90 000. Продавцы сразу же взвинтили цены в 5 раз. Этот ажиотаж продлился 3-4 месяца, несколько продаж еще удалось провести, после чего рынок остановился, и за последний год-два работы художника стали стоить даже дешевле, чем раньше.

Как и любая деятельность, работа аукционных домов не обходится и недоразумений. Например, по словам Василенко, однажды они получили претензию, что проданные работы – подделка. Пришлось провести дорогостоящую экспертизу, сделать рентген работы, найти подпись художницы и другие доказательства, чтобы обосновать обратное. В другом случае работа одного художника была выставлена под чужим именем. "Клиент купил эту картину очень дорого, и мы предложили ему взамен выбрать другие работы или вернуть деньги. Он согласился выбрать другие работы", – рассказал Михаил Василенко.

Бывает и так, что сами аукционный дом становится "пострадавшим" – так, одна из купленных аукционным домом работ была "по дороге" перепродана другому покупателю за большую сумму.

Кого в Украине покупать хорошо

По словам экспертов, сейчас можно сделать очень удачные в плане инвестирования покупки работ украинских авторов. И практически невозможно проиграть, поскольку цены очень низкие. Так, по мнению Евгения Карася, основной рывок цен на Анатолия Криволапа, самого дорогого современного художника Украины, уже 2-3 года как прошел: если 5 лет назад его хорошие большие работы можно было купить за $5-10 тысяч, то сейчас их трудно найти даже за $30-50 тысяч. При этом есть еще 5-10 художников "взрослого" поколения, которые входят в художественную элиту, но еще недостаточно выросли в цене – например, Дмитрий Кавсан, Влада Рылко, Николай Кривенко, Марко Гейко и другие.

В целом в Украине пика достигли немногие художники: уже упомянутый Криволап, Арсен Савадов, Александр Ройтбуд, Олег Тистол. Причем последние еще растут, хотя и не в такой прогрессии, как раньше. В то же время, 8-10 лет назад украинский арт-рынок удивил экспертов взрывным ростом количества перспективных молодых авторов. Как объяснил Алексей Василенко, до середины прошлого десятилетия в каждом поколении появлялось 2-3 художника-"тяжеловеса". Но в 2005-2007 годах в Украине произошел феноменальный всплеск художественного процесса: появилось сразу несколько десятков – целая генерация – очень качественных художников с большим потенциалом. А значит, "задел" для роста украинского рынка современного искусства, имеется. А вместе с ним и материал для собирания новых интересных и перспективных коллекций.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Олекса Шкатов
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!