Школы просят оружия

Учащиеся стали серьезнее относиться к аспектам военной подготовки, поскольку они уже не воспринимаются как игра

Министерство обороны Украины выступает за возобновление курса первичной военной подготовки в средних учебных заведениях. Как сказал прессе советник министра обороны Александр Данилюк, это необходимо для того, "чтобы в результате у нас были юноши и девушки, способные выполнять те или иные функции в условиях вооруженного противостояния". Министерство образования и науки не против. Тем более что в школьной программе еще с 2009 года существует предмет, который так и называется — "Защита Отечества". "Его никогда не отменяли. Просто в этом году увеличили количество учебных часов по нему — с одного до полутора в неделю", — рассказывает "k:" Виктория Деревянко, начальник отдела Института инновационных технологий и содержания образования.

И все же ситуация в стране привлекла к этому предмету особое внимание чиновников. "Мы должны не теоретически, а практически обучать детей, как в будущем защищать Родину, как оказывать первую медицинскую помощь на поле боя, как пользоваться оружием", — заявил недавно по итогам совещания, касавшегося национально-патриотического воспитания учащихся, вице-премьер-министр Украины Александр Сыч. Но оружия в школах как раз и не хватает. В середине сентября Минобразования направило в оборонное ведомство письмо с просьбой помочь в укомплектации кабинетов предмета "Защита Отечества" учебным оружием, муляжами боеприпасов и т.д. "Вы сами знаете, каково сейчас материально-техническое состояние школ. Поэтому мы и просим Минобороны — дайте хотя бы саперных лопаток, хотя бы макеты автомата Калашникова, чтобы дети их в руках подержали, а не на картинке рассматривали", — говорит Виктория Деревянко.

Впрочем, учителя-практики уверены, что старшеклассников надо учить пользоваться настоящим оружием, а не деревянными макетами. "Я считаю, что надо увеличить количество часов на тактическую подготовку. Ведь это повышает культуру обращения с оружием", — говорит "k:" преподаватель предмета "Защита Отечества" Полтавского многопрофильного лицея №1, руководитель военно-спортивного центра "Воин" Олег Барыш. Кроме того, по его словам, для учащихся следует проводить стрельбы не из малокалиберных винтовок, как это обычно делается, а из автоматов. Ведь потом, на службе в армии, им дадут не винтовку, а автомат, который иначе себя ведет.

"Бывало, что я договаривался о проведении стрельб из автомата в частном тире. Но для детей это дорого. В прошлые годы выстрел из автомата в тире стоил около 10 грн., и то по знакомству. Сейчас только патрон стоит 15–20 грн. Далеко не каждый ребенок может себе позволить сделать пять выстрелов. А чтобы оценить автоматическое оружие в действии, надо отстрелять хотя бы пятнадцать патронов", — говорит Олег Барыш. Между прочим, как говорит эксперт, опыт работы центра "Воин" показывает, что нынче учащиеся стали серьезнее относиться к аспектам военной подготовки, поскольку они уже не воспринимаются как игра. Кроме того, в центр стали активно записываться молодые люди в возрасте от 20 лет, которых интересуют не столько занятия рукопашным боем, сколько получение навыков обращения с оружием. "С одной стороны, сегодня каждый может попасть под мобилизацию, с другой — многие люди принимают участие в структурах территориальной самообороны", — говорит Олег Барыш.

В Минобразования создана рабочая группа, которая до 1 декабря должна доработать учебную программу по предмету "Защита Отечества". "Мы пересмотрим количество часов, отведенных на изучение той или иной темы, хотим уделить больше внимания практическим занятиям — огневой, тактической, гражданской защите. Предусмотрена программа по медико-санитарной подготовке для девочек с практикой в лечебных учреждениях, где они смогут в качестве волонтеров помогать раненым, — говорит Виктория Деревянко. — Что же касается содержания программы, то в нем вряд ли есть смысл что-то менять. Если раньше мы говорили, зачем, мол, детям знать, как рыть окопы, стрелять по танкам или воздушным целям, теперь создается впечатление, что авторы заранее знали, что эти знания станут актуальными".