Как вернуть улицы пешеходам
Подтолкнуть чиновников к очистке улиц от МАФов и стихийной торговли может практически каждый. А вот с парковкой на тротуарах ситуация патовая
За последние несколько лет столица Украины превратилась в нечто среднее между тотальной парковкой и стихийным рынком середины 1990-х. Беспорядочно установленные МАФы, торговля "с земли", перегораживающие тротуар "летние площадки" и по-хамски паркующиеся автолюбители – бич современного Киева. С подобными проблемами сталкиваются жители и других украинских городов. Но столица, к сожалению, стала своеобразным "эталоном" бардака на улицах.
Как объяснил "Комментариям" киевский юрист и общественный активист Клим Братковский, официально сейчас ни один ларек в столице не имеет разрешительных документов, поскольку местная власть в нынешнем году их не выдавала. Де-юре все подобные сооружения незаконны, ничего не платят городу и подлежат демонтажу. Правда, в мэрии решили сделать "исключение", и те МАФы, которые имели разрешительные документы на прошлый год, могут избежать этой участи. Под снос должны пойти ларьки, установленные с начала 2014-го. Несколько образцово-показательных сносов коммунальщики даже провели. Но, как показывает практика, не все так просто.
Месяц назад КГГА приняла новые правила, касающиеся размещения и демонтажа всех этих "временных сооружений". Из них следует, что столицу будут избавлять от МАФов в семь этапов. Задействованы в этом будут различные структурные подразделения КГГА. Второй этап может стартовать не ранее ноября 2014-го, а для реализации последующих должна появиться специальная комиссия по вопросам размещения "временных сооружений". Более того, Департаменту градостроительства и архитектуры КГГА поручено провести их инвентаризацию "путем лазерного сканирования городского пространства для создания информационной 3D-модели города до 31 декабря 2014 года".
Таким образом, в ближайшее время киевляне вряд ли увидят массовый демонтаж незаконных ларьков. "Будем надеяться, что проведут инвентаризацию, и, скорее всего, с 2015-го года начнут очищать остановки и пространства возле метрополитена и подземных пешеходных переходов", – замечает Братковский. И это – лишь первый и второй этапы анонсированного очищения столицы от захламляющих ее элементов.
Между тем, любой житель города может подтолкнуть чиновников к выполнению их обязанностей и очищению городского пространства от захватчиков. Для этого понадобятся желание, терпение и настойчивость. "Комментарии" разузнали, как это сделать.
Ларьки и прочие МАФы
Донести до ведома чиновников информацию о незаконном МАФе можно несколькими способами. Согласно закону Украины "Об обращениях граждан" можно написать жалобу. Но это – не самый удобный вариант, поскольку обращаться нужно в письменном виде, а ждать ответа – месяц. Куда проще воспользоваться законом "О доступе к публичной информации": зайти на сайт соответствующей администрации района (можно найти на сайте КГГА в разделе "Про Київ"), выбрать раздел "Доступ к публичной информации" и, заполнив нужную форму, отправить информационный запрос. В нем следует сообщить, что по такому-то адресу находится такой-то ларек, который занимает тротуар и тем самым создает неудобства для пешеходов. А заодно спросить, на каком основании установлен данный МАФ, заключен ли с владельцем договор на паевое участие, оплачен ли взнос, в каком объеме, и так далее. Если разрешения на установку ларька нет – когда данный ларек будет демонтирован.
"В информационном запросе мы спрашиваем, есть ли разрешение, кому выдано, уплачены ли сборы, и, с другой стороны, задаем вопрос, когда МАФ будет демонтирован", – объясняет Братковский. И подчеркивает: обращение должно быть сформулировано так, чтобы в нем был и запрос на публичную информацию, и вопрос, являющийся, по сути, жалобой.
Ответ должен прийти в течение пяти дней на любой указанный в запросе адрес – в том числе и электронный. В райадминистрации могут сообщить, что информация передана в департамент благоустройства или что ларек установлен незаконно, но его не могут демонтировать по каким-то причинам. Это повод написать запрос уже в горадминистрацию. С указанием того, что по такому-то адресу находится ларек, установленный без разрешительных документов и создающий неудобство для пешеходов, а также просьбой сообщить, когда он будет демонтирован. Сюда же следует приложить ответ от районных властей.
По словам юриста, не исключено, что чиновники будут ссылаться на упомянутые выше этапы демонтажа "временных сооружений". Однако в случаях, когда МАФ создает неудобства или опасность для пешеходов (загораживая, например, подходы к выходу из метро и подземных переходов), торгует алкоголем вблизи учебных заведений, реакцию можно получить. Кроме того, к делу нужно подключать родственников, друзей, соседей, ведь чем больше будет обращений, тем быстрее зашевелятся чиновники.
Также пожаловаться на незаконную конструкцию можно, позвонив в "Киевэнерго". Ведь если разрешения на ларьки не выдаются, значит, к электросетям они подключаются незаконно и воруют электроэнергию у города, в то время как оператор списывает потери на потребителей. В результате МАФ могут, как минимум, отрезать от электросети.
Стихийная торговля
Первое что нужно сделать, чтобы избавиться от стихийной торговли в неположенном месте, – это ее сфотографировать. Второе – приложив фотодоказательство, написать по знакомой уже схеме информационный запрос на сайте Киевской милиции, но уже не района, а города. Уведомив, по какому адресу осуществляется торговля с рук, и, поинтересовавшись, какие меры принимаются милицией для предотвращения правонарушения, узнать привлечены ли нарушители к административной ответственности, а также когда стихийная торговля будет ликвидирована.
Если через пять дней придет отписка "о профилактической работе" – что, к сожалению, не исключено – следует обращаться снова. Как и в случае с МАФами, следует обращать внимание на то, что стихийная торговля ограничивает проход, доступ к транспортной инфраструктуре и тем самым угрожает безопасности пешеходов. Каждое такое обращение будет подталкивать неповоротливый маховик принятия решений.
Летние площадки
С наступлением холодов проблема открытых площадок кафе и ресторанов, не стыдящихся отобрать у прохожих львиную часть тротуара, становится менее актуальной, но до конца не исчезает. "На самом деле, есть сезонные, а есть летние площадки, и они отличаются по статусу. Разрешения на сезонные площадки выдает город, на летние – районы. Они тоже проходят через город, но их легче получить", – объясняет Братковский.
Юрист говорит что по сути, летние площадки – это лишь установленные на тротуаре столики, а никак не "капитальные" веранды. Но в законе эта норма прописана нечетко, что и открывает простор для злоупотреблений.
Согласно имеющемуся порядку размещения таких площадок, пешеходам должно остаться не меньше 1,8 м тротуара. Это, по словам юриста, не совсем корректно, поскольку тротуар может быть изначально рассчитан на большой поток пешеходов, и сужать его до 1,8 м – преступление. При этом ширина прохода должна отмеряться не от бордюра (границы с проезжей частью), а от ближайшего препятствия – например, сити-лайта или дерева, чего придерживаются далеко не все заведения.
В первую очередь, жаловаться на летние или сезонные площадки нужно в районные администрации. "Они будут хитро отвечать, что есть распоряжение бывшего и.о. мэра Киева Бондаренко, в котором есть так называемая "адресная программа". Если указанного адреса в ней нет, то это уже буквальное нарушение. Но если он есть, то могут сослаться на программу. На самом деле она лишь определяла возможность на получение в дальнейшем разрешения, но не более того. И на каждую площадку его нужно было получить через районную комиссию", – объясняет Братковский.
Если обращения в райадминистрацию не помогают, нужно жаловаться в город. Все так же акцентируя внимание на то, что конструкция существенно сужает тротуар и создает опасность для прохода пешеходов в час-пик.
Провалы в асфальте, отсутствующие люки и забитые ливнестоки
По поводу ям и провалов на тротуарах следует обращаться в районные администрации, предварительно сфотографировав проблемный участок и указав его адрес. То же самое касается отсутствующих или поврежденных люков: в этом случае стоит попросить указать, на чьем балансе они находятся (это могут быть различные организации), и когда он будет отремонтирован. По поводу газовых люков можно смело звонить в "Киевгаз".
По словам Братковского, на такие обращения чиновники реагируют довольно активно – в 80-90% случаев. Ямы в тротуарах также ремонтируют. Но если по этому поводу обращений нет, провал может сохраняться месяцами.
Парковки
Стихийные парковки – едва ли не самое проблемное явление на улицах столицы. Машины в Киеве принято оставлять где попало и как попало: на перекрестках, пешеходных переходах, полосах для общественного транспорта, газонах и тротуарах. И здесь, к сожалению, надежды на помощь ответственных органов мало. По мнению собеседника "Комментариев", юридически повлиять на автовладельцев практически невозможно. "Теоретически, можно попробовать вызвать ГАИ, которая должна штрафовать за неправильную парковку. Но они или не приедут, или приедут, но скажут, что не могут составить протокол, потому что нет водителя". Таким образом, по мнению Братковского, проблему парковок в Киеве "решили", попросту закрыв на нее глаза.
Отдельный вопрос – фотодокументирования подобных нарушений. "Я не вижу юридических оснований, когда люди говорят не фотографировать машину или, скажем, собаку, – объясняет юрист. – Закон говорит, что нельзя фотографировать человека, но это другой случай. То есть, человек может запретить снимать только себя".
То же самое касается и номерных знаков – никто не может запретить их фотографировать. Любые же действия, связанные с вырыванием фототехники, уничтожением отснятого материала и так далее, могут квалифицироваться в дальнейшем как хулиганские действия, попытка кражи, нанесения вреда имуществу со всеми вытекающими последствиями. Как объясняет юрист, в таких случаях можно смело обращаться в милицию, потому что на самом деле никто не знает, фотографируете вы, наводясь на объект, или просто играетесь камерой.