Фильм недели. Сон на грани нервного срыва
«Комментарии» знакомят читателей с самыми интересными премьерами в украинском прокате
Кто-то из великих в свое время сказал, что ад – это Другой. Другой человек. Можно лишь дополнить, что иногда чем ближе этот другой, тем глубже ад. По крайней мене, "Прежде, чем я усну" (англ. Before I Go To Sleep) – британский детективный триллер, снятый Роуэном Жоффе по собственному сценарию, написанному по мотивам одноимённого романа Си Джей Уотсона – именно об этом.
Роман Си Джей Уотсона увидел свет в 2001 году и стал бестселлером, а толчком для его создания послужила реальная история, когда женщина в возрасте 82 лет, просыпаясь по утрам, думала, что ей по-прежнему 26 лет. Продюсером фильма выступил один их столпов Голливуда, живая легенда жанрового кино – Ридли Скотт. Под его присмотром Роуэн Жоффе, бывший сценарист очень постарался соответствовать уровню патрона.
Собственно, семейные триллеры, в которых все ужасы разворачиваются между двумя людьми, поклявшимися любить друг друга, пока смерть не разлучит их, давно уже выделились в отдельный поджанр – например, Хичкок был мастером подобных сюжетов. Жоффе, к сожалению, до таких высот подняться не удалось, но кое-что у него получается.
Кадр из фильма "Прежде, чем я усну"
Начинает он со вполне мирной картины жизни. На экране – красивая семья: жену играет Николь Кидман, мужа – Колин Ферт. Жить бы да радоваться, но каждое утро Кристина просыпается и не понимает, кто она такая и где находится. Со слов незнакомца, утверждающего, что он – её муж, женщина узнает правду о своём прошлом. Вот уже двенадцать лет, как она страдает особой формой амнезии и, уснув, за ночь забывает всё. Виной же всему авария, случившаяся на втором году совместной жизни с её мужем, которого, оказывается, зовут Бен.
Тайком от мужа Кристин встречается с психиатром, доктором Нэшем, который просит героиню вести видеодневник. Попытка вспомнить себя приводит к тому, что женщине открываются некоторые подробности её жизни, которые скрывает Бен. Например, то, что ее три года держали в психиатрической лечебнице. Или то, что некоторые шрамы на ее теле никак не связаны с аварией, а являются последствиями жестокого нападения.
Постепенно количество тайн, в том числе и совсем недобрых, растет. А вместе с ними растет и напряжение – главное условие успешности триллера. Николь Кидман, Колин Ферт, чуть позже – Марк Стронг вполне успешно помогают режиссеру сгустить атмосферу, отыгрывая все необходимые изменения в состояниях их героев – а состояния на каждом новом повороте сюжета становятся все более и более экстремальными.
Сон, который вместо привычной функции отдыха организма превращает в дверь в иное время и иную реальность – это то, чего, наверняка, боятся и одновременно подсознательно жаждут многие из нас. Кинематограф сам отчасти сродни сновидению. И Жоффе вместе с Ридли Скоттом сумели превратить это сновидение в отменный кошмар.