Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Раду Поклитару родился и вырос в Молдавии, прописан в Беларуси, а работает в Украине, России и Европе. Главное его украинское детище – столичный театр "Киев Модерн-балет", который прошлым летом был на грани закрытия. О проблемах и перспективах театра Раду Поклитару рассказал в интервью корреспонденту "Комментариев".
– Полтора года назад вы заявили о том, что театр "Киев Модерн-балет" закрывается из-за финансовых проблем. Что изменилось с тех пор? С финансированием стало легче или тяжелее?
– Ситуация кардинальным образом не изменилась. Я понял, что распустить труппу я смогу всегда. Поэтому, набрав в театр 9 человек, в течение прошлого сезона пришлось полностью восстанавливать репертуар. На сегодняшний день труппа существует. Что касается финансирования, то условия в нашей стране просто ужасающие. Сейчас все говорят про АТО, про Майдан, про кризис, мы все входим в положение, но в итоге и так нищенские зарплаты всех муниципальных артистов были с сентября уменьшены еще на 26%. Пока мы работаем, но я хочу сказать, что в такой оплате труда есть что-то унизительное.
– В Министерстве культуры сменилось руководство, будете ли вы снова просить о предоставлении "Киев Модерн-балету" статуса национального театра?
– У нас сложились очень хорошие отношения с Евгением Нищуком, нашим новым министром культуры. Он замечательный актер и человек, очень искренний. При этом совершенно не бюрократ и не чиновник в плохом смысле этого слова. Но есть проблема. Это директива о мерах по снижению бюджетных расходов, которая была принята в связи с событиями в стране. Она вышла за подписью Президента Петра Порошенко. В том числе, в этом моратории есть пункт, что до отдельного распоряжения театрам и организациям не будут присуждать звания академических и национальных. Поэтому даже если бы Евгений Николаевич (Нищук – ред.) сильно захотел, то не смог бы нам присвоить звание. Я надеюсь, что когда-то ситуация в стране станет лучше, мораторий будет отменен, и мы получим звание национального театра.
– То есть в ближайшее время финансовый вопрос останется не менее болезненным, чем раньше. Есть риск, что в такой ситуации артисты могут уйти из театра?
– Конечно, есть большой риск. Потому что на любом корабле, в любом шоу в Египте или Турции они будут получать минимум в четыре раза больше. Естественно, когда ты молод, когда тебе не хватает денег, чтобы дожить до зарплаты, когда ты хочешь порадовать чем-то любимого человека, есть огромный соблазн сменить работу в профессиональном театре на работу в шоу. Но понятно, что это сразу творческая гибель, и ради этого не стоит проживать свою жизнь. И одно дело, когда тебя употребляют под выпивку и под закуску, и другое дело, когда в конце спектакля тебя купают в овациях, и ты понимаешь, что твоя жизнь проживается не зря. Но потом приходит день зарплаты, и начинаешь ставить под сомнения эти аксиомы. Каждый делает свой выбор. Я со своей стороны пытаюсь делать только одно: чтобы артисту было интересно работать в театре.
– Один из источников дохода для артиста – гастроли. Сейчас разрушаются связи с РФ. Театр был в Москве, показывал "Лебединое озеро". Какая была реакция зрителей?
– Я считаю, что надо отделять искусство и политику. Конечно, артисты всегда на виду, и их проще всего обвинить в непатриотизме. Я хочу сказать тем, кто нападает на людей, которые ездят в Российскую федерацию и имеют там успех. Насколько я помню, по официальным данным, мы экспортируем товаров в Россию ежемесячно на миллиарды долларов. То есть эти прибыли считаются нормальными. Крупный бизнес имеет право получать эти доходы, а артисты, которые ездят за копейки на гастроли, – это преступники, которых надо наказать, линчевать и так далее. Давайте не будем фарисействовать. Я считаю, что если артисты не будут налаживать связи между двумя странами, то будет вообще все плохо.
У меня белорусский паспорт. Мне проще в этой ситуации. Я работал, работаю и буду работать в России. Начнем с того, что никаких заработков в Украине у меня нет. Я официально даже не числюсь здесь, но спектакли выпускаются за мои деньги, артисты получают небольшие премии из моих денег, поэтому если я не буду работать в РФ, то мое пребывание в Украине будет лишено смысла.
Что касается гастролей в Москве, то зрители прекрасно принимали наше "Лебединое озеро". Очень многие нашли параллели с Майданом. Там есть сцена расстрела лебедей – говорили, что это небесная сотня.
Я рад, что в Москве благодаря нашему спектаклю, многие поняли, что тут в Киеве есть настоящее искусство, есть культура, есть нормальная жизнь, а не толпы людей с автоматами, которые ходят по улицам.
– У Вас не появилась идея творчески отразить события, произошедшие на Майдане?
– Если в "Лебедином озере", которое было поставлено задолго до событий на Майдане, у зрителей возникли ассоциации и параллели (причем возникли они уже потом, как предвидение, как спонтанные аллегории), то, на мой взгляд, сейчас ставить спектакль, посвященный событиям на Майдане – это немножко спекулятивно. Балет – искусство условное, оно состоит из аллегорий, символов, метафор, и оно никогда не рассказывает все нарочито в лоб. Для того, чтобы возникли эти аллегории и метафоры, должно пройти какое-то время. Мы должны отойти во времени от этих событий, поэтому я уверен, что нельзя сейчас ставить. Пока я не вижу, как это сделать не спекулятивно. Возможно, через десять лет, когда это превратится в историю, я увижу, как сделать спектакль на эту тему.
– У Вас уже намечена премьера на декабрь. О чем новый спектакль "Киев Модерн-балета"?
– Спектакль делается на общественных началах. Я сам его спонсирую и буду рад подарить его труппе "Киев Модерн-балета" и киевскому зрителю. Несмотря на название "Долгий рождественский обед", этот спектакль имеет мало отношения к рождественским праздникам. На самом деле, он был вдохновлен замечательной пьесой американского писателя Торнтона Уайлдера. Главный месседж пьесы, на мой взгляд, в том, что в одной семье происходит празднование рождества, люди едят индейку, потом рожают детей, которые вырастают, женятся, тоже рожают детей, они разговаривают про погоду, снова едят индейку и так перед нами проходит несколько поколений одной семьи, которые ничего не приносят в этот мир. Они исчезают, как мотыльки однодневки. И основная идея спектакля: давайте подумаем – мы своей жизнью производим что-то такое, что останется после нас? Или мы просто пожиратели индеек, пожиратели жизни?
Новости партнеров