Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
На прошлой неделе истек срок, который Минобразования отвело вузам на определение своих требований к абитуриентам в соответствии с новыми условиями приема на обучение. Речь идет о перечне предметов для внешнего независимого тестирования (ВНО), коэффициентах по ним, а также о школьных аттестатах, необходимых для поступления на ту или иную специальность. Не все учебные заведения успели опубликовать требуемую информацию до наступления дедлайна. Однако некоторые выводы о том, как вузы распорядились предоставленной им автономией, можно сделать уже сейчас.
В целом университеты решили не усложнять жизнь старшеклассникам и делать все, чтобы заполучить как можно больше учащихся на бюджетные места. Углубленные тесты по ряду предметов (ноу-хау вступительной кампании‑2015) большинство вузов проигнорировали. Например, в Харькове только один вуз — Национальный технический университет "Харьковский политехнический институт" — рискнул установить проходной порог по результатам углубленных тестов, да и то по одной специальности — "прикладная математика". "Проанализировав правила приема в вузы, мы опечалились. Ректоры столько лет твердили, что тесты ВНО не позволяют им отобрать по‑настоящему талантливых абитуриентов, оценить их знания. Мы предложили им в этом году углубленные тесты, но даже национальные университеты в большинстве случаев предпочли базовые уровни углубленным, хотя последние ненамного сложнее", — рассказал "k:" Игорь Ликарчук, директор Украинского центра оценивания качества образования (УЦОКО).
О куда более тревожной тенденции свидетельствуют случаи, когда вузы планируют считать базовыми при поступлении на технические специальности результаты ВНО по истории Украины и географии. "Вот еще одна из характерных тенденций: при поступлении на иностранную филологию в перечне предметов у нескольких вузов появился русский язык вместо английского, французского и т.д.", — отмечает Игорь Ликарчук.
"Большинство вузов отдают себе отчет, что приходящие к ним абитуриенты далеко не всегда способны овладеть учебной программой, на которую поступают. Но они боятся выставлять справедливые требования, чтобы не остаться без студентов. И этим загоняют себя в ловушку", — говорит Егор Стадный, аналитик Центра исследований общества. "Повлиять на вузы можно. У Минобразования есть рычаги вроде лицензирования и аккредитации вплоть до внесения изменений в законодательство. Но вряд ли это урезонит наш ректорат. Студенты-бюджетники для них — это гарантированное финансирование, от которого они не готовы отказаться", — считает Игорь Ликарчук.
Радостной новостью для абитуриентов стало понижение значимости школьного аттестата. Например, во Львовском национальном медицинском университете им. Данилы Галицкого он сведен к нулю, в других вузах составляет 5–6% или в лучшем случае 10%. Радостной эту новость можно считать потому, что в выпускных классах школьникам позволяют учиться не "на аттестат", а на результат по определенным предметам. По данным УЦОКО, сегодня 74% абитуриентов занимаются по предметам ВНО с репетиторами. "В нашей стране старшая школа рассматривается только как трамплин в высшее образование. С одной стороны, существует мода на вузовский диплом и диктат рынка труда в этом отношении. С другой — альтернативы высшей школе у нас нет, система отечественных ПТУ находится в плачевном состоянии. Но главное, у нас отсутствует независимое тестирование знаний после девятого класса. То есть ребенку и его родителям не от чего отталкиваться, строя планы на будущее. Потому они идут за трендом — в университет", — объясняет Егор Стадный.
Есть еще один момент. Ранее третий предмет ВНО при поступлении выбирался абитуриентом самостоятельно. Например, при поступлении на компьютерные технологии на выбор предлагались английский язык и физика. Сейчас — только физика. И это неприятный сюрприз для абитуриентов, которые уже усиленно изучали, например, английский. Но за этим единственным исключением условия для поступающих в вузы в 2015 году можно назвать предновогодним подарком.
Обсуждения
Новости партнеров
Новости