Главная Новости Досуг Образование должно ставить образ мира
commentss НОВОСТИ Все новости

Образование должно ставить образ мира

О специфике и проблемах сегодняшнего школьного образования «k:» поговорили с директором по стратегическому развитию киевской школы «Афины» Алексеем Грековым

18 февраля 2015, 07:12
Поделитесь публикацией:
Образование должно ставить образ мира

Каковы особенности школьного образования в нынешний постиндустриальный информационный период?

Кризис образования характерен не только для нашей страны, это кризис всеобщий. Утверждаю это исходя из опыта общения с коллегами из Ассоциации независимых школ Европы. Все они называют три проблемы, которые сегодня есть в образовании. Первая проблема — дефицит денег, которые выделяются на образование. Вторая проблема — забюрократизированность образования, чрезмерное обилие бумажек. Третья проблема — дети не хотят учиться. При этом зарубежные коллеги убеждены, что если где-нибудь и могут произойти изменения, то только в Украине: наша система настолько изъедена коррупцией и бюрократизмом, что цепляться за нее бессмысленно. Мы можем создать новое образование и показать другим странам путь, которым можно двигаться.

У нас, к сожалению, этого не осознают многие люди, прежде всего — родители, которые как раз и могут быть реальными драйверами перемен. Проблема в том, что мы находимся на стыке двух кондратьевских циклов (циклы подъемов и спадов современной мировой экономики с периодом 40–50 лет. — Авт.). Преды­д­у­щий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х годов породил иной тип экономики. На базе

развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу. Их приняла в себя сфера обслуживания, которая именно с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие "социально ответственный бизнес". С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким "плоским" структурам. Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют "мужских" качеств — умения конкурировать, доминировать и подчинятся, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся "женскими", — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.

Но сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый. Произойдет роботизация сферы обслуживания. Большая часть неквалифицированных работников вновь будут выброшены на улицу. Куда денутся эти люди? Их может принять только сеть — я имею в виду сетевое взаимодействие в разных его формах. То, что мы видели в Украине год назад, — это победа сетевых структур над иерархией. Людей уже сейчас нужно готовить к работе в сетевых структурах. И когда мы не готовим детей к жизни в сетевом обществе, мы заранее обрекаем их на проигрыш своим сверстникам из Сингапура и Финляндии, Америки и Юго-Восточной Азии.

Когда говорят о том, что основной акцент сместится в сторону креативности, следует понимать, что сама по себе креативность не даст эффекта — нужен адекватный образ мира. И тут мы приходим к важной задаче, о которой, к сожалению, мало говорят: образование должно ставить образ мира.

Сегодняшнее образование ставит образ мира конца XIX века. Линейная история, линнеевская биология. Откуда в программах по математике тригонометрия? Сто лет назад она была необходима для подготовки артиллеристов, штурманов, инженеров. Но сегодня, в эпоху GPS-навигаторов, Земли Google и 3D-принтеров, всем ли нужны эти знания? Школьная физика или химия — создают ли они системный образ мира? Или же он фрагментарен и его части ничем не связаны? Искаженное представление о мире хуже, чем его полное отсутствие.

И, конечно, у детей нужно вырабатывать мягкие навыки. Сделать это в рамках традиционных уроков практически невозможно. Такую возможность должна порождать сама обучающая среда. Например, в нашей школе все — и взрослые, и дети, — являются сотрудниками школы и делают одно общее дело — помогают друг другу реализовывать свои таланты. Это порождает иной тип отношений в коллективе, иные требования к каждому из нас, иные критерии успешности: я ставлю перед собой цель, у меня есть инструменты для ее достижения, я достигаю этой цели, и все вокруг чувствуют ценность этого моего достижения.

Поэтому мы видим две задачи для образования: создавать правильный образ мира, адекватный сегодняшнему и завтрашнему дню, и "отращивать" у учеников инструменты, которые помогут им стать успешными.

В чем особенность формирования так называемых мягких навыков?

Мы хотим научить наших младших сотрудников (учеников) тому, чтобы они, когда выйдут из школы, умели организовывать мир вокруг себя, создавать плоские структуры по модели отношений, которые они вынесли из школы. Для этого у них должны появиться разные "крючочки", которыми они будут сцепляться с другими людьми в рамках плоских структур. Поэтому, прежде всего, когда мы говорим о мягких навыках, всплывает вопрос коммуникации. Но коммуникация это не просто навык говорения или слушания, это еще и навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Это навык установления связи или же отказа от коммуникации, которая может оказаться непродуктивной. Это очень важный навык, которому надо учить. Очень многие люди у нас, к сожалению, этого делать не умеют. Но есть множество мягких навыков не­очевидных. Например, когда мы говорим о навыке работы в команде, — команда предполагает наличие общей цели, а значит наличие у человека навыка целеполагания, способности принимать чужие цели, брать на себя определенную роль. Такой навык не может быть поставлен в рамках системы "повтори, что я тебе сказал". Задачи красиво написать или посчитать ставились в конце XIX века, когда не было ксерокса и калькулятора.

Одним из важнейших мягких навыков, необходимых для работы в коллективе, является умение владеть собой. Умение в самых сложных ситуациях сохранять самообладание, сдерживать свои эмоции. Очень важен навык умения управлять собой на физическом и даже физиологическом уровне. Если мы не умеем заботиться о своем здоровье, мы легко можем стать обузой для команды.

Еще один важнейший навык — это умение строить ментальные модели, то есть работать в формате "а давайте представим, что…". Наши люди в большинстве своем таким навыком не владеют, что им часто не позволяет увидеть поле возможностей.

Все эти мягкие навыки не могут появиться у детей по щелчку пальцев. Ребенок растет, и по мере роста у него появляются возможности приобрести определенные способности. Нейрофизиологи установили, что лобные доли мозга, отвечающие за те или иные функции, формируются постепенно, в течение многих лет. А ведь они отвечают за ощущение времени, планирование, с ними связано понимание причинно-следственных связей, чувство ответственности. Порой родители пытаются навязать ребенку свой взгляд на мир, а он не может его понять — просто понимать еще нечем. Ребенок — это не маленький взрослый. Многие проблемы детерминированы особенностями развития нашего мозга. Поэтому лучший учитель — это не рабочий у станка, на котором обтачиваются ученики-заготовки, а заботливый садовник, который каждому растению дает часть своего внимания и любви.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Беседовал Семен Запорожец
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!