commentss НОВОСТИ Все новости

Лишние дети

У проблемы беженцев в нынешнем веке сразу несколько матерей, и зовут их политика, экономика и идеология

10 марта 2015, 09:11
Поделитесь публикацией:
Лишние дети

В современном глобализованном информационном мире свыше 50 млн. человек являются беженцами, то есть согласно определению Женевской конвенции 1951 года о статусе беженцев — лицами, покинувшими страну своего постоянного проживания в силу чрезвычайных обстоятельств. Такими обстоятельствами конвенция называет войны и стихийные бедствия, а также преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, сексуальной ориентации или политических взглядов. А в основе причин, провоцирующих проблему беженства, лежат политика, экономика и идеология.

ЮГОСЛАВСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Двадцатый век, если говорить не о хронологии, а об исторической сути, оказался одним из самых коротких. Начавшись в 1914 году с Первой мировой войной, он закончился в начале девяностых, когда начали рушиться итоги Второй мировой войны, которая, в свою очередь, была лишь отложенным во времени продолжением первой. А в новом веке на смену конфликтам глобального масштаба пришли локальные войны, которые стали причиной появления миллионов беженцев. Как это всегда было в истории, когда за идею или ресурсы бьются паны, а чубы трещат у холопов.

В том числе — и в Европе, которая, казалось, смогла стать одним из самых спокойных мест в мире.

Военные действия в бывшей Югославии заставили искать приют в других странах миллионы людей, которые еще недавно были для иностранцев не сербами, хорватами, словенцами и боснийцами, а просто "югославами". Об этой войне написаны сотни страниц, от чтения которых вера в якобы изначально присущий человеку гуманизм подвергается сильным сомнениям. Но даже на этом фоне события в бывшей югославской республике Боснии и Герцеговине выделяются своим масштабом. Там из 3,8 млн. человек беженцами стали 2,2 млн., то есть почти 60% населения.

А все потому, что Босния и Герцеговина времен начала войны была очень уж этнически разнородной. Большинство в ней составляли мусульмане, однако сербское (31% населения республики) и хорватское (17%) меньшинства в сумме сводили это преимущество практически к нулю. Очевидно, исходя именно из этих соображений

смертельные враги Слободан Милошевич, президент Сербии, и Франьо Туджман, президент Хорватии, тайно встретились и приняли решение разделить республику между своими странами. При этом сербская пропаганда объясняла сербам, что боснийцы — это сербы, которых турки заставили принять мусульманство во времена Османской империи, а хорватская пропаганда говорила хорватам то же самое, но только заменив слово "сербы" на "хорваты".

В результате военные действия и этнические чистки, которые проводили представители всех трех главных национальностей республики, унесли жизни более 100 тыс. человек. Однако историки считают, что главной целью при этом было не столько уничтожение "этнически чуждых элементов", как у гитлеровцев во время Холокоста, сколько запугивание тех, кто остался в живых. Запугивали же их для того, чтобы они покинули территорию своего обитания, оставив ее более этнически однородной.

ПЕЧАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО АФРИКИ

В отличие от событий в Боснии и Герцеговине геноцид народности тутси, развернутый в Руанде в 1994 году представителями этнического большинства страны племени хуту, ставил своей целью не изгнание тутси из страны, а именно физическое уничтожение. По подсчетам историков, в Руанде того времени людей убивали в пять раз быстрее, чем в гитлеровских лагерях смерти. Поток беженцев тутси был невелик, поскольку люди просто не успевали бежать.

Зато через несколько месяцев после контрнаступления на хуту бойцов руандийского патриотического фронта, состоявшего из бежавших в Уганду еще до геноцида тутси, число беженцев из страны достигло двух миллионов. Это были хуту, опасавшиеся аналогичного возмездия со стороны тутси — ведь разобраться, кто конкретно из хуту виноват в убийстве от 500 тыс. до миллиона человек, было невозможно.

Бегство хуту создало в соседних странах ситуации, близкие к гуманитарной катастрофе. Так, например, в 300-тысячный город Гома в Заире прибыли 1,2 млн. руандийцев. Не удивительно, что там вспыхнули эпидемии холеры и дизентерии, от которых скончалось от 20 до 50 тыс. беженцев.

Африка не уступила другим континентам своего печального первенства по количеству беженцев и в последующие годы. Логически это объяснить легко —

европейские страны, гордящиеся сегодня политкорректностью, еще каких-то пару веков назад чертили здесь границы своих колоний, не сообразуясь с исторической средой обитания каких-то там туземцев. В результате древние африканские государства и племена оказывались разделенными, а новые европейские колонии состояли из осколков бывших государств и племен. Понятно, что взрыв этой мины был лишь вопросом времени.

Так, например, в Судане все началось с трагедии в его западной провинции Дарфур, где в результате жестокого конфликта между арабским и чернокожим населением в соседний Чад сбежали в 2004 году более 100 тыс. человек. (И им еще повезло, поскольку число жертв конфликта оценивается сегодня уже в 400 тыс. человек). Затем в 2011 году страна распалась на собственно Судан и Южный Судан, что также вызвало перемещение населения. Наконец, уже в независимом Южном Судане армия, оставшись без дела, распалась на группировки, которые затеяли войну между собой в составе вооруженных формирований племен нуэр и динка. В результате число беженцев составило более 640 тысяч человек. И это пример только одной страны.

НОВЫЕ РЕКОРДЫ

Новый 2015 год, увы, не стал исключением. Уже в январе печальный рекорд по числу беженцев (более 4 млн. человек) установила Сирия, обогнавшая лидировавший в прошлые годы Афганистан с его 2,5 млн. Отметим, что речь идет именно о беженцах, покинувших свою страну. Иначе бы на первом месте были 4,7 млн. палестинских беженцев. Но у них нет своего государства, как и у курдских беженцев. В одном только Ливане сейчас находится более миллиона сирийских беженцев, что равно четверти коренного населения страны. В результате в Ливане поднялись цены на жилье и снизились зарплаты (беженцы, естественно, готовы работать за меньшие деньги).

Беженцы создают проблемы не только для новой страны пребывания, но и возвращаясь на родину. Так, сейчас в Сомали после окончания там гражданской войны начинают прибывать беженцы из страны, число которых составило 1,4 млн. человек. Но если возвращенцы из Северной Америки и Европы приносят стране прямую выгоду, так как приезжают с деньгами, достаточными для того, чтобы открыть собственное дело, то бывшие эмигранты из других стран Африки являются для родины проблемой. Ведь их надо как-то расселить, найти им работу и на первых порах прокормить, а ресурсов на это у одного из беднейших в мире государств не хватает.

Заметим, кстати, что даже в случаях, когда беженцы покидают свои страны из-за войн и этнических чисток, первопричиной в итоге нередко оказывается экономика. Так, например, в Южном Судане есть за что воевать — в стране добывают нефть. А некоторые западные аналитики видят причину геноцида в Руанде в перенаселении страны, которая из-за этого не могла себя прокормить. Так сказать, полное торжество мальтузианства и, если абстрагироваться от эксцессов исполнителей, ничего личного. Только бизнес.

Но эта логика срабатывает не всегда. Например, Босния и Герцеговина за время гражданской войны потеряла 80% своего промышленного потенциала. Так что от этой трагической междо­усобицы по большому счету не выиграл никто. Муза истории Клио иногда бывает не только несправедлива, но и, как это положено очень пожилой даме,

иррациональна. А еще — по-своему иронична: одним из основных инвесторов в восстановление промышленности Боснии и Герцеговины является Словения, единственная республика бывшей Югославии, избежавшая масштабной гражданской войны.

Как видим, геополитические катаклизмы, нетерпимость, мракобесие и корысть продолжают обрекать массы людей на беженство даже в век нанотехнологий.

МИНИСТЕРСТВО ДОБРА

Сейчас во всем мире насчитывается свыше 52 млн. беженцев и перемещенных лиц. Это самое большое количество за всю историю. За последний год наибольшее количество граждан покинули Сирию, Ирак, Афганистан и Эритрею — наиболее проблемные регионы планеты, где постоянно идут боевые действия. Свыше двух третей ходатайств о предоставлении убежища были поданы в шести странах: Германии, США, Франции, Швеции, Турции и Италии.

Проблемами беженцев в мире занимается Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), созданное в 1949 году. Правовой основой деятельности УВКБ стала Женевская конвенция о статусе беженцев, принятая 28 июля 1951 года в Женеве конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 429 Генеральной

Ассамблеи ООН от 14 декабря 1951 года. В конвенции участвуют 144 государства из 193 членов ООН. Штаб-квартира находится в Женеве, имеются представительства во многих столицах и конфликтных точках по всему миру. Возглавляет Управление Верховный комиссар ООН по делам беженцев. С 15 июня 2005 года эту должность занимает Антониу

Гутерреш, бывший премьер-министр Португалии. Аппарат сотрудников УВКБ сегодня насчитывает 6,3 тыс. человек, работающих более чем в 120 странах мира.

За пятьдесят лет существования УВКБ оказало помощь не менее 50 млн. человек в 116 странах мира. Деятельность УВКБ была оценена двумя Нобелевскими премиями мира — в 1954 и 1981 годах.

Управление вручает и свою собственную премию — премию Нансена. Эта ежегодная правозащитная награда с 1955 года присуждается за заслуги в области защиты прав беженцев. Она названа в честь норвежского полярного исследователя, Верховного комиссара Лиги Наций по беженцам, лауреата Нобелевской премии мира Фритьофа Нансена. До 1979 года лауреатам вручалась Медаль Нансена, а затем — Нансеновская премия, размер которой на сегодня составляет $100 тыс. Церемония вручения Нансеновской премии проходит в женевском Дворце наций, с 2001 года она проводится 20 июня — во Всемирный день беженцев. В числе лауреатов медали и премии Нансена — первая леди США Элеонора Рузвельт (1954), Международный комитет Красного Креста (1957), президент Франции Валери Жискар д’Эстен (1979), король Испании Хуан Карлос I (1987), звезда оперы Лучано Паваротти (2001).

УВКБ назначает послов доброй воли из числа мировых знаменитостей. В свое время такими послами были, в частности, Софи Лорен и Джорджо Армани. Сегодня одним из послов доброй воли УВКБ является Анджелина Джоли.

Источник фото: Shutterstock



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!