Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Украина, расположенная на границах Евросоюза, естественным образом привлекала внимание беженцев из неблагополучных стран. Однако предыдущие украинские власти традиционно не уделяли должного внимания проблемам беженцев — ни в плане юридических процедур предоставления статуса, ни в сфере социальной поддержки, ни в смысле адаптации в украинском обществе. Целевые финансовые вливания от международных организаций были успешно "освоены", но с мизерным результатом: как в создании инфраструктуры для беженцев, так и в изучении их психологии и социологии. В результате, когда сегодня Украина столкнулась с проблемами внутренних перемещенных лиц из зоны АТО, приходится сожалеть о неиспользованных возможностях прошлых лет.
НАПРАВЛЕНИЕ ЗЮЙД-ВЕСТ
Ежегодно в Украине просят убежища сотни людей, которые вынуждены спасаться бегством из своих стран, поскольку там их жизнь подвергается опасности. Однако их число несопоставимо с ведущими странами Европы. К тому же лишь очень малая их часть получает статус беженца. Украина не привлекательна для беженцев из-за отсутствия социальной поддержки и сама не стремится принимать беженцев из других стран.
Согласно статистике среди стран, граждане которых бегут в Украину, в последние годы лидируют Афганистан, Сирия, Сомали и Ирак. Примечательно, что заявление-анкету на получения статуса беженца можно распечатать и заполнить на таких языках: английском, французском, русском, арабском, фарси и сомалийском. Делами беженцев в Украине занимается Государственная миграционная служба — в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев ООН и различными общественными организациями.
Руководитель регионального представительства УВКБ ООН в Украине, Беларуси и Молдове Олдрих Андрисек отмечает, что именно в Украине ситуация с беженцами самая сложная. Например, в Беларуси законодательство в порядке и работает, там очень стремятся соблюдать международные стандарты. Там никому не отказывают во въезде в страну на границе, а в Украине только за прошлый год — примерно семнадцати тысячам человек не разрешили въехать. В Беларуси не бывает, чтобы беженцев держали в тюрьмах, а в Украине это происходит, там им выделяют материальную помощь и социальное жилье, там беженцы получают такие же пенсии, как и обычные граждане, а в Украине они лишены даже экстренной медицинской помощи.
Поэтому у УВКБ очень мало проблем в Беларуси, а также в Молдове. Хотя в процентном соотношении в двух этих странах беженцев вовсе не меньше, чем в Украине, — в Молдове 300 на 3,5 млн. человек, в Беларуси 600 на 10 млн., а в Украине — 2,5 тыс. беженцев на 46 млн. человек. Это очень мало.
Например, в Германии в прошлом году статус беженца получили около 18 тыс. человек, в Швеции — 12 тыс., в Великобритании — около 8 тыс., в Швейцарии — более 4 тыс.
Причины такого явления Олдрих Андрисек видит в несовершенстве украинского законодательства, бюрократизме и неповоротливости государственных структур, которые должны заниматься проблемами беженцев. Объективно не так много людей хотят попасть именно в Украину, потому что в Украине беженцы не имеют поддержки, не получают социального жилья и пособий. Соискатели статуса не могут устроиться на работу, не могут получить фискальный номер, а без него даже денежный перевод от родственников невозможен.
В Украине — 90% отказов при обращении за статусом беженца. Остальные 10% соискателей никогда не получают его в течение трех или максимум шести месяцев, как это предусмотрено законом.
ДОРОГОСТОЯЩИЕ ПРЕГРАДЫ
Соискатели убежища сталкиваются с самыми банальными проблемами, включая нехватку переводчиков и отсутствие у миграционных чиновников бланков. Олдрих Андрисек говорит, что правительство Украины прилагает недостаточно усилий, чтобы обеспечить необходимой защитой претендующих на статус беженца, а некоторые органы совсем не уделяют внимания этому вопросу.
Украина имеет ограниченные возможности для предоставления помощи нуждающимся лицам под опекой. В Одессе функционирует пункт временного размещения беженцев на 200 мест, а в Закарпатье действует пункт временного размещения беженцев, который имеет два корпуса: один в Мукачево, рассчитанный на 80 человек, и еще один в Перечине, вместимостью 60 мест. Следует отметить, что центры для беженцев были построены за международные деньги, также за счет помощи извне в Украине были проведены многие семинары и заграничные обучающие поездки для персонала, прокуроров и так далее. УВКБ ООН выделило Украине более $30 млн. на усовершенствование национального законодательства в этой сфере, однако на данный момент все еще не существует комплексной интеграционной стратегии правительства для оказания содействия беженцам в местной интеграции.
В 2012 году началась вторая фаза реализации Проекта УВКБ ООН "Местная интеграция беженцев", финансируемого совместно с ЕС. Бюджет проекта — 1,4 млн. евро. Весной 2013 года стартовал проект "Инициатива повышения качества систем предоставления убежища в странах Восточной Европы и Южного Кавказа", направленный на усовершенствование процедуры предоставления убежища и системы защиты беженцев в шести странах — Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине. Бюджет проекта составляет 2,5 млн. евро и рассчитан на два года.
Правительство Украины приняло Национальную программу интеграции лиц, которым предоставлено убежище в Украине в период до 2020 года. Несмотря на это, реальные возможности интеграции остаются недостаточными с точки зрения официального и высокооплачиваемого трудоустройства, профессионального обучения, признания дипломов, получения помощи в здравоохранении и других сферах.
УПУЩЕННЫЙ ШАНС
Трудности в вопросах адаптации в Украине побуждают беженцев из проблемных стран рассматривать Украину в большей мере как страну транзита в Евросоюз, нежели как землю обетованную.
Собственно, отчасти и поэтому отношение к проблеме беженцев в нашей стране было прохладным.
В результате, когда в Украине возникла ситуация с массовым перемещением людей из зоны АТО в другие районы страны, мы столкнулись с отсутствием как социальной инфраструктуры (места проживания), так и методик организации социальной помощи и, что не менее важно, психологической поддержки. Все пришлось начинать с нуля, опираясь на усилия волонтеров.
В конце 1970-х годов, во время массовой еврейской эмиграции из Советского Союза, итальянский город Ладисполи, куда отправляли людей, не захотевших ехать в Израиль и ожидавших американской визы, оказался в чрезвычайной ситуации. Число транзитных советских эмигрантов практически сравнялось с количеством местного населения, что вызывало скандалы и столкновения. Проблему разрулили усилиями большой команды менеджеров, социальных работников и психологов из США, Италии и Израиля.
Украине же в решении аналогичных проблем рассчитывать придется, прежде всего, на себя.
Источник фото: 112.ua
Обсуждения
Новости партнеров
Новости