УКРАИНА

Эффект снежного кома

0

«Креативная индустрия» включает в себя не только традиционную культуру

Одним из самых интересных современных культурных трендов стало использование креативной индустрии в качестве драйвера экономического развития города или страны в целом

В Нидерландском  Маастрихте 22 марта финишировала одна из крупнейших в мире арт-ярмарок TEFAF (The European Fine Art Fair). Пока еще подведение итогов десятидневного форума не закончено, однако они наверняка будут не хуже, чем раньше. То есть — впечатляющими. Так, в 2013 году TEFAF посетили около 70 тыс. человек, которые за одни только входные билеты заплатили около 4 млн. евро. И это цветочки. Урожай же ягодок точному исчислению не поддается. Хотя нетрудно предположить, насколько существенно пополняют бюджет города с населением всего 121 тыс. человек, останавливаясь в его отелях и питаясь в его ресторанах, коллекционеры антиквариата, на котором делает акцент TEFAF, — люди очень богатые и лишь изредка просто богатые.

Маастрихт — только один из европейских городов, выбравших в качестве одной из точек роста культурную составляющую. Многие выбирают не классическое, а современное искусство. На продолжающийся четыре декабрьских дня праздник света во французском Лионе приезжают около трех миллионов туристов. История праздника началась еще в 1643 году, однако сейчас он приобрел совсем другой характер, демонстрируя достижения современных компьютерных технологий. Точно так же ежегодно привлекает сотни тысяч гостей, оставляющих в городе миллионы евро, проходящий пять дней в сентябре в австрийском Линце с населением всего 191 тыс. человек фестиваль Ars Electronica.

Примеров того, как культурная составляющая меняет лицо и бюджет европейских городов, — десятки. Строя в экономически депрессивном в то время испанском Бильбао филиал нью-йоркского музея Гуггенхайма, власти ожидали, что он станет «туристическим якорем», — и не ошиблись. Вложенные в постройку музея $192 млн. за десять лет дали финансовую отдачу более $1 млрд.

Еще интереснее случаи, когда выставки, музеи и арт-ярмарки становятся не единичными фактами, а составляющей целой культурной индустрии. Так, например, в Лионе, о котором шла речь выше, основан целый креативный кластер, занятый разработками интерактивных развлечений. Ежегодно он дает работу тринадцати тысячам человек, на которых приходится оборот свыше миллиарда евро. Не удивительно, что власти, понимая перспективность разработки этого направления, предоставили кластеру 20-процентные налоговые льготы.

ЛОНДОН VS ПАРИЖ

Однако все эти примеры бледнеют по сравнению с тем, что сегодня происходит в мировой Мекке креативной индустрии — Лондоне. Отнявшая у Парижа звание европейской столицы (в Лондоне сейчас живут 300 тыс. молодых французов, считающих, что здесь у них больше возможностей для карьеры, чем в Париже), бывшая «мастерская мира» сделала ставку на финансовую и креативную составляющие — и не прогадала.

Отметим, что само понятие «креативная индустрия» включает в себя не только традиционную культуру, но и все, что основано «на индивидуальном творческом выражении, умениях и таланте и имеет потенциал для создания богатства и рабочих мест за счет генерирования и использования интеллектуальной собственности». (Цитата из принятого в 1997 году правительством Тони Блэра проекта, который так и назывался «Креативная индустрия».)

В XXI веке развитие этого проекта принесло Британии более 60 млрд. фунтов стерлингов. В креативном секторе до начала кризиса ежегодно производилось более 8% всего ВВП страны при ежегодном росте 8% в год. Экспорт продукции британской креативной индустрии рос еще более впечатляюще — на 15% в год. И даже во время всемирного экономического кризиса занятость в этом секторе составляла более 5% от общей занятости, а экспорт культурной продукции составлял более 10,6% от общего британского экспорта. И тут очень важно то, что если, к примеру, в Италии с ее почти 10% долей креативной индустрии в общем объеме ВВП эта индустрия опирается на многовековые культурные традиции, то Британия добилась того же едва ли не с нуля.

Один, но впечатляющий факт. Больше половины из 2,5 миллиона рабочих мест в креативном секторе Италии приходится на индустрию моды, но если вы спросите знатоков, где работают лучшие в мире мужские портные, вам ответят — на лондонской Сэвил-роу. Недавно парфюмеры даже выпустили особый одеколон, который должен напомнить модникам о запахах, характерных именно для этих ателье.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ТАМ И ТАЛАНТЫ

Если в Австрии или Франции культура пользуется активной государственной поддержкой (в том числе в виде прямого финансирования), то в Британии работает еще и так называемый эффект снежного кома.

Например, в начале 90-х годов прошлого века разговоры о британском современном искусстве как массовом явлении звучали бы странно. И вдруг — как прорвало. Сначала Чарльз Саатчи, основатель рекламного агентства «Саатчи и Саатчи», заинтересовался современным искусством. (Кстати, раньше неоспоримыми лидерами в рекламе считались американцы, но со временем «Саатчи и Саатчи» стало крупнейшим агентством в мире. И это не удивительно: многие голливудские блокбастеры снимают британские кинорежиссеры.) Затем возникло объединение молодых художников Young British Artists, лидером которых стал всем известный сегодня, а тогда еще молодой Дэмиен Херст. В итоге соединение рекламных и маркетинговых талантов Саатчи и художественных амбиций молодых художников дало потрясающий синергетический эффект.

И вот уже через несколько лет Херст (сам, кстати, отличный маркетолог и рекламист своих работ) становится самым дорогим современным художником в мире, его коллеги по Young British Artists Трэйси Эмин, братья Чэпмены и другие — желанными гостями любой престижной выставки, а выставляющие современное искусство лондонские художественные галереи «Уайт кьюб» и «Серпентайн» диктуют моду во всем мире.

Естественно, что к этой пахнущей, вопреки поговорке, большими деньгами лондонской атмосфере потянулись деятели культуры со всего мира. Да и сами британцы приободрились. Еще пару десятков лет назад сравнивать, к примеру, архитектурные достопримечательности Лондона и Парижа, Рима, Флоренции и т.п. было бы просто смешно. Но в начале XXI века архитектор Норман Фостер строит здание Мэри-Экс (больше известное как «огурец»), признанное в 2003 году лучшим небоскребом в мире. «Огурец» составляет достойную пару стоящему почти рядом хай-тековскому небоскребу Ллойда, сооруженному за несколько лет до этого Ричардом Роджерсом — тем самым, который до этого спроектировал Центр Помпиду в Париже. И вот уже в Лондон приезжают смотреть не только средневековую и викторианскую, но и современную архитектуру.

БРИТАНСКИЙ ПЫЛЕСОС

И так — буквально везде. Например, в театральной жизни Британии все большую роль играет лондонский театр «Ройял Корт», который в своих авангардных постановках делает акцент на проблемах мультиэтнической маргинальной среды. Для этого представители театра ездят по всему миру, отыскивая молодых национальных драматургов и обучая их на семинарах в Лондоне. А это значит, в числе прочего, что создается почва для того, чтобы в дальнейшем в международной культурной среде европейской театральной столицей считался уже не Париж, как раньше, а Лондон.

И этот Лондон продолжает, как пылесос, втягивать в себя молодых и амбициозных креативщиков со всего мира. Как рассказали автору этих строк, гостившему в «столице креативного мира», дошло уже до того, что в одной небольшой, но престижной лондонской маркетинговой фирме ее сотрудникам просто запретили говорить в рабочее время на родном языке (там были россияне, украинцы, белорусы и представители других бывших советских республик), потому что немногочисленным сотрудникам фирмы — англичанам стало неуютно в чужой языковой среде. Потом запрет отменили, но факт сам по себе характерный. Кстати, именно этой небольшой фирме принадлежит проект сети креативных заведений общественного питания, весьма популярный на постсоветском пространстве.

Источник фото: Wikipedia.org

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: культура, Лондон, ЕС, музей, Париж

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Новости mama.land

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus