Главная Новости Досуг О лицензировании импорта книг
commentss НОВОСТИ Все новости

О лицензировании импорта книг

Александр Афонин: если мы резко сократим приток литературы из России, многие магазины просто зактоются

16 апреля 2015, 12:59
Поделитесь публикацией:
О лицензировании импорта книг

На прошлой неделе после семи месяцев перерыва состоялось заседание межведомственной комиссии по книгоизданию при Кабмине. По результатам этого заседания до 15 июня Минэкономразвития должно разработать и внедрить механизм лицензирования книжной продукции, поступающей из Российской Федерации. Способно ли лицензирование импорта защитить украинский книжный рынок от литературы, пропагандирующей "украинофобию", и помочь отечественным книжникам, "k:" попытались выяснить у председателя Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александра Афонина.

Разговоры о лицензировании и квотировании книжного импорта ведутся уже давно. Необходимы ли эти меры для защиты украинского рынка именно сейчас?

Лицензирование или квотирование книг, импортируемых из Российской Федерации, не панацея. Я сторонник другого подхода. В первую очередь нужно лечить внутренние болезни. Пациенту, у которого отказывают почки и сердце, все равно, с какой стороны на него дует ветер. Нужны четкие внутренние механизмы и регуляторы, обеспечивающие отсечение анти­украинского ширпотреба, который пытается проникнуть извне. Регулируя и ограничивая легальный, подконтрольный поток импорта, мы не избавимся от пропагандистской печатной продукции на книжных полках. Официальные поставщики и сетевая розница уже год стараются не иметь дела с подобной литературой. К тому же легальные поставки книг из Российской Федерации сильно сократились. Так, в 2013 году было завезено продукции на $20,1 млн., а в 2014 году — уже на $11,2 млн. Судя по результатам первых двух месяцев 2015 года, объемы импорта упадут еще больше — до $3,5 млн.

Другое дело "серый импорт" и стихийная розница. Пользуясь возможностями законодательства, физические лица могут провозить микроавтобусами через украинско-российскую границу партии книг стоимостью до 500 евро на каждого пассажира. Сейчас это основная схема бесконтрольного попадания российской литературы на украинский рынок. Эти книги впоследствии разбирают мелкие торговцы с рынков и раскладок. А их мало волнует содержание книг. Так что перед тем как вводить лицензирование, необходимо позаботиться о том, чтобы максимально сократить поле для безнаказанной циркуляции контрабандной литературы, а также контрафактной продукции, которая нелегально печатается внутри страны.

Что можно сделать, чтобы такой продукции стало меньше?

Можно внести изменения в Закон Украины "О предпринимательстве", согласно которому физические и юридические лица, продающие товары, подпадающие под действие Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах", должны иметь документы, подтверждающие их легальное происхождение. Если речь идет о книге отечественного производства, должен быть договор с издателем или оптовиком, подтверждающий, у кого и в каком количестве торговец взял на реализацию эти книги. То же касается импортных изданий. Если вдобавок к этому началась бы реальная борьба с бумажным и цифровым пиратством, вопрос о защите отечественных издателей от российского импорта уже не стоял бы так остро.

И все же проверять все импортные издания, да еще и в двадцатидневный срок, как того требует комиссия при Кабмине, кажется невыполнимой задачей… Кто рискнет взяться за это?

Конечно, каким бы ни был состав комиссии, тщательно проверить за двадцать дней целый грузовик книг — а это до тысячи наименований — нереально. Можно только бегло ознакомиться с аннотациями, детально анализируя лишь некоторые выборочные экземпляры.

Существуют ли уже какие-то наработки по части квотирования импорта?

За те двадцать лет, которые я занимаюсь проблемами отечественного книжного рынка, я так и не вывел для себя формулу, как это можно сделать. Что именно квотировать: наименования, жанры, количество экземпляров? Если мы резко сократим приток литературы из России, введя необдуманные квоты, многие магазины просто закроются. Как ни крути, но российская продукция до сих пор приносит большую часть выручки торговцам.

А по каким критериям книги будут причисляться к анти­украинским или к "пророссийским"?

Здесь возникает множество трудностей. Например, в одном из романов Дарьи Донцовой встречается персонаж из Украины — этакий полудебил-шароварник, воплощающий в себе все стереотипы россиян в отношении нас, якобы их "младших братьев". Считать такое произведение антиукраинским, разжигающим межнациональную вражду или нет? Арбитр в таких вопросах у нас вроде бы есть — Мин­ин­форм­­­политики. Оно как раз и создавалось для того, чтобы решать, какой контент несет угрозу государственной безопасности, а какой нет. Вот только, судя по последним событиям, книги, брошюры и листовки не входят в сферу интересов этого ведомства. Недавно при нем был создан экспертный совет по разработке концепции информационной безопасности. Но в него не вошли представители издательской сферы и печатной прессы.

Источник фото: "Комментарии"



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!