УКРАИНА

На голодном пайке

0

Набор доступных продовольственных товаров за последние полтора года существенно сократился

Украинцы отказались от перекусов бананами и орешками. Многие из ранее популярных продуктов сегодня стали роскошью и вынужденно исчезли из стандартного рациона отечественных домохозяйств

Проявлять изобретательность при составлении недельного меню украинцам приходится все чаще, так как набор доступных продовольственных товаров за последние полтора года существенно сократился. В последнее время не только на специализированных кулинарных сайтах, но и в соцсетях хозяйки все чаще вспоминают «мамины рецепты» приготовления нескольких блюд из одного продукта. «k:» составили собственный рейтинг малодоступной еды.

РЫБКА «ЗОЛОТАЯ»

В розничных сетях отмечают, что украинцы очень сильно — примерно втрое — сократили потребление рыбы, а популярные морепродукты (замороженные креветки, кальмары, осьминоги) во многие магазины в регионах из­за отсутствия спроса сегодня вообще не завозят.

Вылов и производство отечественной рыбы сократились до рекордного минимума — 1 кг на душу среднестатистического украинца. Диетолог Оксана Скиталинская опасается, что отсутствие в рационе жирных кислот омега­3, кальция и фосфора в достаточном объеме негативно скажется на здоровье населения, особенно детей, организму которых эти вещества необходимы для полноценного роста и развития.

Переориентировать потребителей на отечественную речную рыбу не получится — на всех ее просто не хватит, а уделять внимание промышленному зарыблению рек чиновники не спешат.

Что касается импорта, то он естественным образом уменьшился из­за резкого удорожания. Зарубежные «дары моря» за последние полтора года подорожали в 2,5–3,5 раза. К примеру, простая селедка стоит сегодня от 50 грн./кг, а деликатесная красная рыба (лосось, семга) — стартует в супермаркетах от 300 грн. за килограмм.

Хотя еще прошлым летом цены на эту продукцию были на уровне 22–24 грн./кг и 180–200 грн./кг соответственно.

По информации Норвежского комитета по рыбе, импорт мойвы в Украину в 2014 году увеличился вшестеро. Но при цене норвежской мойвы 47–53 грн./кг самой доступной альтернативой на сегодня остается бычок, подорожавший всего до 20 грн./кг.

ФРУКТЫ — СНОВА «ЭКЗОТИКА»

Благодаря прежней ценовой доступности бананов они сумели прочно обосноваться в повседневном рационе многих семей: их давали детям в школу и брали с собой на работу на обед. Но после того как бананы в течение года с 10–11 грн./кг подорожали до 37–39 грн./кг, украинцы резко разлюбили этот фрукт. По словам руководителя проекта «АПК­Информ: овощи и фрукты» Татьяны Гетьман, данные официальной статистики бьют рекорды «со знаком минус». «В текущем сезоне в Украине потребление бананов сократилось до семилетнего минимума», — отмечает эксперт.

Украинцы променяли бананы на отечественные яблоки, которые за прошедший год подорожали всего в два раза. Яблоки — это нынче основной продукт в плодово­ягодной корзине населения.

А вот найти замену цитрусовым — лимонам, мандаринам и апельсинам, спрос на которые просел пропорционально девальвации гривни, — не удалось. Из­за сокращения потребления этих фруктов диетологи опасаются, что украинцам будет не хватать витамина С.

С ягодами вообще беда: клубничный сезон­2015 начнется на полтора­два месяца позже обычного. Все дело в том, что завозить в апреле турецкую и кипрскую клубнику дороже 100 грн./кг импортеры не захотели. «Зачем рисковать своими деньгами? Тем более что покупателей, способных выложить за кило клубники больше сотни, найдется немного», — говорит менеджер «Фруктовой компании» Олег Александров.

НА ДЕСЕРТ

Визуально на полках супермаркетов йогурты, творожки и молочные десерты, как и раньше, занимают намного больше места, чем базовые молокопродукты.

На фоне сокращения почти на 25% потребления молока, сметаны и кефира падение в категории десертов оказалось гораздо существеннее — порядка 35–40% Сильнее всего проблему спада продаж ощутили молокоперерабатывающие предприятия с несбалансированным ассортиментным портфелем, перекошенным в пользу высокомаржинальных десертных продуктов. За этот год возвратов товара с истекшим сроком годности у них было много. «В выигрыше неожиданно оказались небольшие локальные молокозаводы, реализующие собственную молочку на рынках и через фирменные торговые павильоны», — говорит руководитель аналитического департамента «Консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.

На смену полезным молочным десертам в последнее время пришла кондитерская продукция. Невооруженным глазом видно, что палатки и ларьки с тортиками, пирожными и печеньем устанавливают практически в каждом оживленном месте. Возможно, украинцам катастрофически не хватает «гормона счастья», если многих так резко потянуло на сладкое. И не исключено, что именно желанием «заесть все проблемы» обусловлено столь бурное размножение кондитерских магазинов Roshen. Приходят сюда в основном за недорогой карамелью, так как шоколад из импортных какао­бобов по 18–20 грн. за плитку позволить себе могут уже немногие. По данным «Укркондитера», потребление шоколадных конфет сократилось почти на треть.

НЕ СОЧНЫЕ ВИТАМИНЫ

В компании «Эрлан» (ТМ «Биола») отмечают, что для большинства украинцев соки так и не стали продуктом первой необходимости. Удорожание соков снова превратило этот напиток из неотъемлемой части рациона в один из атрибутов застолья, который пьют по праздникам или на выходных. За полтора года спрос на соки и нектары на внутреннем рынке уменьшился наполовину.

По подсчетам агентства «Агравери», украинцы выпили за прошедший год втрое меньше сока, чем европейцы: 11 л/год против 30 л/год. А еще восемь­девять лет назад украинцы выпивали по 16–18 л/год, демонстрируя устойчивый рост. Не способствовали росту и постоянные ценовые качели на сырье (концентраты) и упаковку (ПЭТ, tetra­pack, стекло), удорожание которых автоматически отражалось на стоимости готового продукта.

Кстати, не последнюю роль в удорожании соков сыграл тот факт, что украинские производители яблочного концентрата, необходимого для производства большинства видов соков, вместо развития сотрудничества с отечественными соковиками предпочитают экспортировать свой продукт на европейский рынок. А украинские производители вынуждены закупать яблочный концентрат на китайской бирже за доллары.

НЕЧЕМ ПОХРУСТЕТЬ

Сегодня в рознице реализуется примерно 30% импортных сухофруктов и орехов, остальное идет на переработку. И этот рынок переживает не лучшие времена: сказывается низкий потребительский спрос.

Действительно, лишь незначительная часть отечественных покупателей может позволить себе выложить 400 грн. за килограмм кешью или 250–300 грн. за килограмм чернослива, если за эти же деньги можно купить 3–4 кг свинины или курятины и накормить всю семью.

«Культура потребления сухофруктов и орехов в качестве перекуса в Украине во многом обусловлена православными традициями соблюдения постов. А также модой на здоровый образ жизни», — считает руководитель компании «Природные продукты» Станислав Стародубцев.

Сокращение импорта заморских сухо­фруктов связано, прежде всего, с ростом цен на них в странах­поставщиках (по данным операторов, пять лет назад, например, 1 кг крупной кураги стоил $1,4, а сейчас — $6,5), а также с девальвацией гривни.

Третий фактор — уменьшение объема и количества заказов со стороны промышленных предприятий.

«Из­за того что крупнейшие потребители сухофруктов в Украине — кондитерская, хлебопекарная и молочная отрасли — резко снизили привычные объемы закупок, количество импортеров сухофруктов и орехов сократилось со 100–120 до 65–70 компаний максимум. Наибольшим спросом продолжает пользоваться изюм — в структуре импорта он занимает около 70% (в натуральном выражении). Также в страну ввозятся курага, орехи, экзотические сушеные плоды и даже чернослив и яблоки», — перечисляет директор по стратегическому развитию ТД «Санта­Вита» Николай Мельник.

По наблюдениям замдиректора ООО «Натуральные продукты» Наталии Оверчук, в рознице активизировался спрос на местную сушку: «Экзотическими сухофруктами украинские потребители уже насытились и больше потянулись к местному натуральному продукту». Эксперт прогнозирует дальнейшее развитие этого рынка именно за счет увеличения спроса на украинские сушеные фрукты и ягоды.

Источник фото: «Комментарии»

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: спрос, продукты питания, кризиc

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Новости mama.land

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus