Главная Новости Досуг Сестре помогут старшие братья
commentss НОВОСТИ Все новости

Сестре помогут старшие братья

Главными драйверами развития национального искусства почти всегда становятся рост экономики и/или государственный протекционизм

18 мая 2015, 12:02
Поделитесь публикацией:
Сестре помогут старшие братья

Для того чтобы определить направление укладки рельсов, по которым должен двинуться вперед паровоз украинской культуры, тянущий за собой вагончики с надписями "театр", "музыка", "изобразительное искусство" и так далее, нужно вначале ответить на один вопрос. А именно: возможны ли в принципе резкие качественные и количественные изменения в какой-либо национальной культуре или искусство — это сфера чистого вдохновения, не поддающаяся воздействиям извне? Ответ долго искать не придется.

ЧУДЕСА БЕЗ ЧУДЕС

Возьмем, к примеру, итальянский кинематограф. Первые годы после войны экономическое положение Италии было не лучше, чем в Украине сегодня, а довоенное итальянское кино представляло собой микс из пустых комедий и мелодрам. Однако уже к началу 1950-х годов в кинематографе Апеннин произошла революция, получившая название "неореализм", а уже к концу 60-х итальянское кино в лице Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Лукино Висконти стало первым в мире.

Чудо? Нет. Просто послевоенный бум итальянской экономики, многим обязанный плану Маршалла, совпал с потребностью итальянских сценаристов и режиссеров по-новому осознать место сначала "маленького итальянца", а потом и представителей нового среднего класса в современном мире.

Еще один пример из того же времени. До начала 1960-х британская музыкальная эстрада была вполне провинциальным явлением. И вдруг — космического масштаба прорыв. В середине 60-х — появление Beatles и Rolling Stones, завоевавших весь мир. Затем — открытие тяжелого рока Led Zeppelin, Deep Purple и Black Sabbath, арт- и прогрессив-рока в ипостаси Pink Floyd, Genesis и Yes, глэм-рока, образцами которого стали T. Rex и Slade. А когда публике надоели гламур и излишняя сложность, на свет появились Sex Pistols. И все это за десять с небольшим лет.

Чудо? Тоже нет. Просто новая музыка стала самым адекватным выразителем изменений в сознании молодежи, и на это отреагировала шоу-индустрия, до того консервативная и не очень-то поворотливая. (Британская граммофонная фирма Decca, ставшая потом родным домом для рок-музыкантов, поначалу отказала Beatles с формулировкой "группы гитаристов выходят из моды".) И тут свою роль тоже сыграли материальные факторы — покупательная способность молодежи в "золотые 60-е" резко возросла.

Наконец, третий и последний, хотя их можно множить долго, случай быстрого взлета — "новая лейпцигская школа" живописи. Жили в ГДР молодые художники, писали реалистические картины, мало кому были известны — и вдруг после объединения двух Германий стали популярными во всем мире, а картины их лидера Нео Рауха начали покупать за миллионы евро. И опять же все произошло за несколько лет. Может быть, наконец-то тут — чудо? Снова нет. Просто международные арт-дилеры использовали фактор всеобщего энтузиазма по поводу крушения Берлинской стены и усталость коллекционеров от абстракций современного искусства.

О ВОЗМОЖНОСТЯХ

Что из этого опыта может взять Украина? К сожалению, свое "крушение Берлинской стены" — первый Майдан десятилетней давности, вызвавший интерес к нашей стране во всем мире, — для продвижения отечественной культуры как бренда было использовано очень слабо.

Возьмем только один пример. Украинские художники старшего поколения, схожие по художественным приемам с "новой лейпцигской школой" и вряд ли уступающие ей в профессионализме, хоть и прорвались на западный арт-рынок, но ажиотажного интереса, выражающегося в семизначных цифрах, как у покупателей картин Рауха, там не вызвали. На то есть объективные причины, главная из которых в том, что бывшая ГДР вошла в экономическое и культурное пространство не просто ЕС, а ее страны-локомотива, что значительно облегчило создание международной инфраструктуры для новорожденного арт-бизнеса.

Но это не значит, что такая инфраструктура не может создаваться "с нуля". Когда в 1895 году состоялась первая Венецианская биеннале, Венеция была обычным итальянским городом, полным древностей, но страдающим от незанятости горожан, а сама биеннале — рядовым культурным событием. Однако после того, как был четко определен новый тренд развития города — культурный туризм (до этого ставка делалась на хиреющую местную промышленность), произошла настоящая туристическая революция. Сегодня Венецию посещают за год 12–15 миллионов туристов, солидная доля которых приезжает на биеннале современного искусства и чередующуюся с ней архитектурную биеннале, Венецианский кинофестиваль, карнавал и другие культурные мероприятия.

Причем начать никогда не поздно. Когда почти три десятка лет назад турецкий искусствовед Берал Мадра предложила организовать в Стамбуле выставку художников, работающих в жанре современного искусства, никто и предположить не мог, что она займет хоть сколько-нибудь достойное место в ряду уже сложившихся к тому времени арт-проектов с мировым именем. Но — получилось, и стамбульская биеннале стала не только глобальным арт-событием, но и одной из составных частей хорошо продуманной государственной кампании по раскрутке международного имиджа Турции.

ВТОРАЯ ПОПЫТКА

Получилось не только в старинной Венеции и многомиллионном Стамбуле, но и в провинциальном немецком Касселе, где живет меньше людей, чем, например, в Ивано-Франковске, но куда раз в пять лет съезжаются сотни тысяч любителей современного искусства на проходящую там знаменитую международную выставку современного искусства documenta. И кто, кроме самих испанцев, слышал о городе Мурсия, пока там не прошла еще одна знаменитая выставка contemporary art "Манифеста", на которую приехали 300 тысяч туристов?

Сейчас у Украины есть вторая, после первого Майдана, возможность использовать пока еще не угасающий интерес к ней во всем мире. Да, положение в стране сложное, и отказ национального культурно-художественного и музейного комплекса "Мистецький Арсенал" проводить в этом году украинский аналог Венецианской биеннале — вторую Киевскую международную выставку современного искусства Arsenale — тому пример. Но есть и другие. Например, львовский джазовый фестиваль Alfa Jazz Fest состоится в конце июня уже в пятый раз. А для города, как утверждает львовский мэр Андрей Садовый, это не только выдающее культурное, но и экономическое событие — во время предыдущих фестивалей номера львовских гостиниц были заполнены, столики ресторанов зарезервированы, а каждый гость оставил в городе в среднем $400.

Так что не только экономика двигает культуру, но и культура двигает экономику. Особенно если ей в этом помогает власть.

Источник фото: "Комментарии"



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Олег Васильев
comments

Обсуждения

comments

Новости партнеров


Новости

?>
Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!