УКРАИНА

Голливуд чистой воды

0

Баловень и изгой Голливуда, кинорежиссер Эдвард Дмитрык прожил больше 90 лет

Судьба и творчество украинца Эдварда Дмитрыка — характерный пример работы американского «плавильного котла»

Баловень и изгой Голливуда, кинорежиссер Эдвард Дмитрык прожил больше 90 лет и обустроил свою долгую жизнь так, что она сама похожа на голливудский фильм.

В начале прошлого века его родители, украинские крестьяне с Тернопольщины, в поисках лучшей жизни эмигрировали за океан. Там, в сентябре 1908 года в канадском городке Гранд-Форкс, и родился Эдвард. Судя по тому, что через два года Дмитрыки вернулись на родину, в Канаде им тоже не везло. Но и родная земля снова не оправдала их ожиданий, и перед Первой мировой войной семья в третий раз пересекла Атлантический океан.

Работать Эдвард начал рано — продавал газеты на улицах, в четырнадцать лет стал посыльным на киностудии «Парамаунт».

Ну а дальше началась настоящая «американская мечта». Освоив профессии осветителя, монтажера, оператора и помрежа, Дмитрык всего в 27 лет стал режиссером-постановщиком. Потом был перерыв на четыре года, но с 1939 года новый баловень Голливуда снова уселся в режиссерское кресло и снимал по четыре-шесть фильмов в год. Вдобавок к молодости и красивой внешности пришли деньги, женщины, известность и (с 1931 года) гражданство США.

Но биография Дмитрыка не была бы похожа на голливудский фильм, если бы на успешном пути киногероя после первоначальных успехов не возникли препятствия. И создал их себе сам режиссер, вступив во время Второй мировой войны в компартию США. Правда, говоря об этом, надо понимать, что в эти годы членство в компартии у западных деятелей культуры было скорее модой, а не убеждением. Членом американской компартии был, например, отец детективного «черного романа» Дэшиел Хэммет, а итальянской — кинорежиссер и аристократ Лукино Висконти. Все они, как и Дмитрык, из нее вскоре вышли, однако он успел попасть в большие неприятности. А именно — в «список десяти» американских кинематографистов, которые отказались в 1947 году давать показания комиссии конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. За неуважение к конгрессу Дмитрык был приговорен к году тюремного заключения.

И тут у его биографов начинаются расхождения. Одни пишут, что он отсидел шесть месяцев и после этого уехал в Великобританию, где снял несколько художественных фильмов, а в 1951 году вернулся в США и дал показания комиссии. Другие — что он бежал в Великобританию, но был вынужден вернуться в США, так как у него закончился срок действия паспорта, и уже после этого отсидел свои полгода и дал показания комиссии. Так или иначе, общими остаются несколько фактов — работа в Великобритании и возвращение в Штаты, шесть месяцев тюрьмы и согласие работать с комиссией.

А дальше остается последовать совету профессора Преображенского из булгаковского «Собачьего сердца» и не читать не только советских газет, но и советских историков зарубежного кино, опусы которых до сих пор пересказываются без ссылки на источник в Интернете. Там пишут, например, что режиссер после всех этих событий подвергся остракизму коллег и утратил творческие силы. О том, что все это полная чушь, свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1955 году фильм Дмитрыка об американских моряках на Второй мировой войне «Восстание Кейна» был номинирован на «Оскар» в семи категориях.

Впрочем, Дмитрыку не повезло и с западными киноведами. С их подачи он считается прежде всего одним из основоположников в кино жанра нуар («черного детектива») с его зловещей черно-белой атмосферой и острыми ракурсами. Но это только часть правды. Пересматривая его фильмы, видишь, что Дмитрык умел снимать все — детективы, вестерны, мелодрамы. Причем делал это очень хорошо — иначе бы у него не играли Хэмфри Богарт, Марлон Брандо, Керк Дуглас, Джейн Фонда, Элизабет Тейлор. Впрочем, проще сказать, что у Дмитрыка считали за честь сниматься практически все звезды Голливуда того времени.

Всего же он снял более пятидесяти художественных фильмов, причем всего за тридцать с лишним лет. Как ему удавалось, несмотря на все жизненные пертурбации, работать в таком темпе? Ответ, скорее всего, заключается в том, что он был не только американцем, воплощающим в кинофильмах и своей жизни «американскую мечту», но и потомком украинских крестьян, привыкших к тяжелому ежедневному труду и мечтающих о счастье.

Фото: screenplay.com.ua

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: кинематограф, Голливуд

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Новости mama.land

властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus