Рубрики
МЕНЮ
Виталий Войчук
Многие, не желая заморачиваться с билетами и бронью, доверяют организацию поездки туристической фирме, полагая, что это проще и безопаснее. Но так ли это на самом деле? Мы решили разобраться, как нас чаще всего обманывают в турфирмах и как этого можно избежать.
"Выигрыш"
Многие полагают, что этот способ обмана канул в лету вместе с "лихими 90-ми" и ошибаются. Недавно перед входом в ТРЦ ко мне подошла женщина и предложила взять у нее лотерейный билет, замаскированный под обычный флаер. Билет, естественно, оказался выигрышным – других здесь не бывает.
Женщина тут же очень натурально "поразилась" моему небывалому везению и предложила пройти в офис, чтобы получить приз. Но это было ни к чему, поскольку мне прекрасно известно, как будут дальше развиваться события.
Итак, в офисе "счастливчику" действительно подтвердят, что он выиграл райский семейный отдых, в который может отправиться буквально через неделю. Правда, есть маленькое "но", и варианты этого "но" могут быть какие угодно.
Например: выигрыш касается только проживания в отеле, а за перелет нужно доплатить какие-то жалкие пару тысяч баксов.
Или так: бесплатны и перелет, и отель, но чисто для подтверждения платежеспособности нужно оплатить хотя бы одну уникальную экскурсию. Которая, понятное дело, в экзотической стране стоит недешево – минимум тысячу долларов.
Не интересует? Тогда специально для вас есть предложение: тур, который обычно стоит 5 тыс. долларов именно вам и именно сейчас продадут за тысячу…
Вариантов, как уже было сказано выше, масса, а правило – одно: если вас подгоняют, говорят, чтобы думали быстрее, и настаивают, что предложение действительно "только сейчас", поворачивайтесь и уходите. Да и вообще, памятуя о бесплатном сыре, не покупайтесь на подобные аферы.
Горящие туры
Украинцы падки на горящие туры, поскольку уверены, что при вылете через 2-3 дня цена тура является максимально выгодной. На самом деле это, мягко говоря, не совсем так.
Начнем с главного правила: доверяй, но проверяй! Ведь разница на горящий и обычный тур может быть минимальной, а то и вовсе отсутствовать. Более того: знающие люди утверждают, что горящий тур может обойтись дороже обычного, если вы покупаете путевку в большом городе. Дело в том, что в мегаполисах скорость жизни выше. Вот человек торопится куда-то по делам и видит рекламный щит: "Горящие туры!". В голове крутится мысль о том, что "отдохнуть бы не мешало, тем более, давно собирался", а чтобы примериться, насколько он "горящий" (то есть насколько он дешевый), особо времени нет. Вот и хватают, что дают, — нередко с переплатой.
Второй момент заключается в том, что "горящее предложение" — это всегда залежавшийся тур, который по какой-то причине не выкупили. И тут самое время задуматься: почему? Вариантов может быть масса: не самый лучший отель, шумное (или наоборот – "мертвое") место, далеко от моря и пляжа и т.д.
Так что же теперь, отказываться от "горящего отдыха"? Разумеется, нет! Просто нужно сравнить цены и заранее быть готовым к тому, что хорошие отели в сезон не "горят", и такая дешевая поездка подойдет только непривередливому путешественнику.
Кстати, участники рынка советуют обратить внимание на такой момент: если горящих туров слишком много, это может говорить о непрофессионализме туроператора, который не смог спрогнозировать поток туристов и допустил образование большого количества "излишков".
Раннее бронирование
Здесь дело скорее даже не в обмане как в таковом, а в том, что туристы не понимают смысла раннего бронирования. Дело в том, что это не способ сэкономить, как думают многие, а просто возможность забронировать заранее очень популярный отель и гарантировано получить в нем номер.
При этом и в самих турфирмах не скрывают: ценовую политику предсказать сложно, и стоимость тура при раннем бронировании может оказаться существенно выше, чем в канун сезона.
Несуществующий тур
Обрадовались, что нашли небольшую турфирму в спальном районе, у которой цены ниже, чем по рынку, да еще и скидку дают? Будьте бдительны: перед вами вполне могут оказаться мошенники, которые вместо увлекательного путешествия продадут вам "воздух". Поэтому прежде, чем отдать деньги за тур, поинтересуйтесь всеми подробностями поездки, посмотрите фотографии, запишите, каким рейсом вы летите туда и обратно, кто вас встречает на месте и какой туроператор сформировал данный тур.
А теперь отправляйтесь домой и все проверьте. Сделать это несложно. Достаточно позвонить туроператору и поинтересоваться: предлагают ли они такую поездку и заключен ли у них договор с вашей турфирмой.
И, конечно, читайте отзывы обо всех и обо всем: о туроператоре, турагенте, встречающей стороне и, собственно, о самом отеле. Не ленитесь: именно отзывы путешественников дадут вам реальную информацию и не позволят попасть впросак!
Неудобный рейс, не тот отель
Практика показывает, что смена выбранного вами удобного вылета на неудобный – это наиболее часто встречающийся вид обмана. А самое обидное, что поделать с этим ничего нельзя: смена рейса является абсолютно законной практикой, к тому же прописанной в договоре. Разумеется, туроператор обязывается отправить туриста в определенный день, но, согласитесь: 7 утра и 19 вечера – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Ведь во втором случае вы фактически теряете день отдыха, который оплатили в полном объеме!
Также не лишним будет поинтересоваться, на каком расстоянии от отеля расположен аэропорт. Потому что может случиться так, что сэкономив 20 евро на билете, вы потом будете полдня трястись по не самым лучшим дорогам в не самом комфортабельном автобусе.
Еще более неприятный момент связан с тем, что турист в итоге попадает совсем не в тот отель, который он с такой любовью долго выбирал по отзывам и фотографиям. Опять же, все законно: в договоре такой вид "форс-мажора" непременно упомянут. Но, согласитесь: выглядит это не как форс-мажор, а как наглый обман, особенно если вы попали в худший отель.
Правило то же: прочитайте отзывы о вашем турагенте. Если у него смена правил "на ходу" — обычная практика, ищите другую турфирму.
С гидами — ухо востро
Каждому, приехавшему в чужую страну по путевке, приходится иметь дело с гидом. Перво-наперво, гиды встречают нас в аэропорту, рассказывают, где найти трансферный автобус и сопровождают до отеля. Правда, они не сильно заморачиваются с потерявшимися или опоздавшими, так что автобус из аэропорта вполне может уехать без нескольких человек. Помню, как-то в аэропорту в Хорватии гид сделала "перекличку", отметила, что 5 человек не хватает и сообщила водителю: можем ехать! На мой вопрос "а как же опоздавшие?!", гид философски заметила: "Кто не пришел – того с нами больше нет…". Так что совет очевиден: приходите к автобусу вовремя, не теряйтесь и не опаздывайте — ждать вас особо никто не будет.
Что касается отельного гида, то, на первый взгляд, туристу его присутствие сулит сплошные плюсы: можно спросить о местных обычаях и достопримечательностях, попросить помочь в общении с администрацией отеля (если, скажем, возник языковой барьер), обратиться в случае любого форс-мажора. Но, к сожалению, на практике вместо решения возникших проблем, гиды любыми правдами и неправдами пытаются втюхать туристу экскурсионные туры. Причем нередко случаются и обманы.
Например, туристу обещают "уникальное ущелье бабочек", а на деле оказывается, что для бабочек нынче не сезон. Или рассказывают о "шикарных павлинах, путающихся под ногами", но на самом деле турист в лучшем случае увидит одну несчастную птицу с облезлым хвостом. Или, скажем, уверяют, что поездка на автобусе займет не больше часа, а выливается все в шесть часов: три туда и три обратно. Кроме того, оплаченную экскурсию могут перенести, а то и вовсе отменить, а саму экскурсию может вести гид, очень плохо говорящий на русском.
Кажется, что избежать всего этого неискушенному туристу просто невозможно, однако на самом деле все не так сложно. Достаточно следовать нескольким простым правилам.
1.Еще дома определитесь, какие экскурсии вы хотите взять, а куда можете поехать самостоятельно. Например, от обзорной экскурсии, как правило, отказываться не стоит. И в поездку на сафари вы также вряд ли отправитесь самостоятельно. А вот в парк развлечений, зоопарк или на осмотр какой-то одной местной достопримечательности, скорее всего, будет удобнее и дешевле добраться на такси, а то и вовсе на общественном транспорте.
2. Если в прайсе у гида не стоят цены экскурсий, либо ничего не покупайте, либо торгуйтесь. Отсутствие цен означает, что гид берет цену "с потолка", на глаз оценивая платежеспособность конкретных туристов.
3. Если оплаченную экскурсию внезапно отменили, требуйте компенсации. Чаще всего можно рассчитывать не просто на полный возврат денег, но и на бесплатную экскурсию в качестве бонуса. Причина проста: отельным гидам ни к чему жалобы в центральный офис.
Аренда автомобиля
Отдыхая в Греции на острове Родос, мы решили взять в аренду машину и немного поездить по острову самостоятельно. Тем более, что десятки пунктов по аренде автомобилей предлагали авто на три дня всего за 70-75 евро. Однако отельный гид "по секрету" предупредила: вокруг одни мошенники! Машины сплошь и рядом не застрахованы, за минимальную царапину туристу выставляются баснословные штрафные санкции, а договоры аренды – вообще сплошной развод, но те, кто в совершенстве не владеют английским, узнают об этом постфактум.
"По дружбе" гид подсказала нам "правильный пункт проката": договор на русском языке и 100%-ная страховка. Правда и стоит аренда почти вдвое дороже – 125 евро за те же три дня.
После таких "страшилок" нам, конечно же, захотелось прочитать договор от корки да корки, так что мы согласились на договор на русском, а переплату в 50 евро восприняли как плату за отсутствие проблем. Каково же было наше удивление, когда утром нам вручили несколько страниц договора на английском! Сначала гид сказала, что "русские" бланки закончились и их подвезут вечером, потом сообщила, что договор на русском будет готов к утру, но к концу второго дня все же сдалась и призналась: русскоязычных договоров в природе не существует!
Советов здесь можно дать несколько: не верьте никому на слово, критически относитесь к информации "по секрету", четко понимайте, за что вы переплачиваете и твердо говорите "нет", если вас что-то вас не устраивает.
Новости партнеров
Новости