Рубрики
МЕНЮ
Антон Корнилов
Важнейшей темой саммита была валютная политика США и КНР. Германия, Китай и ряд других страны критиковали США за недавнюю эмиссию дополнительных $600 млрд. Действия США вызвали снижение курса доллара, благодаря чему экспортируемые ими товары получили ценовое преимущество.
В то же время США и другие страны на протяжении ряда лет призывают Китай повысить курс юаня. Суть конфликта все та же: низкий курс юаня обеспечивает Китаю хорошие торговые позиции.
Как и следовало ожидать, спор окончился ничем. При этом "ничто" было завернуто в красивую дипломатическую упаковку. В коммюнике саммита вошли следующие положения:
- Страны намерены перейти к курсам валют, устанавливаемым рынками.
- Страны намерены воздержаться от девальваций с целью получения конкурентного преимущества.
- Развитые экономики намерены противодействовать чрезмерному разбросу курсов валютных пар (волатильности) в течение каждой торговой сессии.
- Страны-участники намерены выработать инструменты по созданию сети глобальной финансовой безопасности.
Увы, при внимательном рассмотрении, все эти положения оказываются чистейшей фикцией. "Курс валют, устанавливаемый рынками"? Но сегодняшние курсы валют тоже устанавливаются по результатам торгов – иной вопрос, что государственные игроки активно влияют на эти результаты. И как можно ограничить волатильность валют, оставаясь в рамках рыночных механизмов, если высоковолатильные рынки манят большей прибылью – естественно, при повышенных рисках?
Новые инструменты финансового регулирования? Но кризис возник на фоне весьма упорядоченной системы международных финансовых отношений. Можно ли устранить риски путем усиления регулирования? Не затронет ли это основ работы мирового финансового сектора, попросту парализовав его?
Не лучше обстоят дела и по другим вопросам, якобы "решенным" в ходе саммита. Так, страны "большой двадцатки" обязались разработать механизм отказа во въезде и предоставлении убежища в странах G20 "коррумпированным должностным лицам и тем, кто их коррумпирует".
Насколько такой механизм может быть эффективен – большой вопрос. Но в любом случае поштучный отлов "коррупционеров" без совершенствования законодательства – занятие заведомо бессмысленное. Действенным методом борьбы мог бы стать системный анализ причин, порождающих коррупцию в конкретных странах и отраслях экономики, и выработка рекомендаций по их устранению. Однако о столь неполиткорректных действиях речь не идет, зато обсуждаются возможности улучшения методов сбора информации "об актах коррупции".
Такую же тоску навевают и другие решения прошедшего саммита. В своих публичных заявлениях и открытых документах участники G-20 даже близко не подошли ни к пониманию причин нынешнего кризиса, ни, тем более, – к выработке действенных механизмов его преодоления. Их утверждения о том, что кризис подошел к концу, более чем спорны и базируются на некоторой стабилизации мировых фондовых бирж. Однако, без разбора глубинных причин кризиса невозможно и утверждать, что такая стабилизация будет продолжительной. Кроме того, биржевые индексы и мировая экономика в целом – вещи разные.
Наконец, нынешний кризис – очень комплексное явление. По сути, это сумма кризисов, совпавших по времени и усугубивших друг друга. Помимо финансового, мир переживает экологический, продовольственный, демографический кризисы и т.д.
Было бы нелепо полагать, что специалисты, готовящие такие встречи, не понимают ситуации во всей ее полноте. Это порождает естественный вопрос: а что же остается за кадром?
И вот как раз за кадром обнаруживаются интересные вещи. Помимо глав государств, в Сеул прибыли представители 120 крупнейших международных корпораций. Очевидно, переговоры между ними и делегациями крупнейших государств и были главной составляющей прошедшего саммита.
Несложно разобраться и в предмете переговоров. Речь шла о преодолении кризиса путем перераспределения полномочий между государствами и транс-национальными компаниями (ТНК), в пользу последних. Корпорациям было предложено взять на себя ответственность за ситуацию в мире.
Иными словами, несмотря на все разговоры о кризисе неолиберализма, возврата к прежним формам государственного регулирования не предвидится. Как и не будет возврата к свободному рынку. На смену государственному регулированию, реализуемому в рамках межгосударственных договоренностей, приходит регулирование, осуществляемое крупнейшими транс-национальными компаниями. Иными словами власть от законно избранных правительств начнет переходить к корпорациям.
Фото: Shutterstock.com
Новости партнеров
Новости