Украина не может сдвинуться с "нейтралки"

Неопределенность в оборонной политике выливается стране в значительные суммы недополученной прибыли

 На прошлой неделе в Киеве прошла первая за 2010 год рабочая встреча начальника Генерального Штаба-Главнокомандующего ВСУ генерал-полковника Григоря Педченко с аккредитованной при Геншабе группой иностранных советников.  

Оценивая работу в оборонной интеграции, Главнокомандующий заявил, что на сегодняшний день уже три подразделения Вооруженных Сил прошли интеграцию второго уровня в рамках европейской Концепции оперативных возможностей. 

 "Это транспортный самолет Ил-76МД с двумя экипажами, рота радиационно-химической защиты, инженерно-саперная рота и  самолет аэромедицинской эвакуации Ан-26. Эти подразделения будут включены в состав боевых тактических групп государств Европейского Союза", - заявил по итогам встречи глава Генштаба.  

Заявляя военным атташе иностранных государств об ожидаемых переменах внешней и внутренней оборонной политики, Педченко заверил, что официально, их контуры уже утверждены -  речь идет о проекте Стратегического оборонного бюллетеня на период до 2025 года, проекте Государственной программы реформирования Вооруженных сил Украины на 2011-2015 годы, и проекте Концепции дальнейшего реформирования Вооруженных сил Украины на 2011-2015 годы.  

До обнародования этих документов заложенный в них смысл остается неизвестным. Единственной официальной демонстрацией нового содержания оборонной политики Киева стало заявление Министра обороны Украины Михаила Ежеля, сделанное им 19 ноября по итогам участия в Лиссабонском саммите стран-членов НАТО. "Прежний формат сотрудничества с НАТО сохранился. Президент Украины, как верховный главнокомандующий ВСУ, неоднократно заявлял, что Украина будет сохранять ранее взятые на себя обязательства. Это еще раз подчеркивает, что Украина надежный и предсказуемый партнер", - заявил министр обороны.

 Через несколько дней после этого уточнения министра обороны, последовали заявления представителей НАТО и секретаря СНБО Ларисы Богатыревой о начале изучения возможности совместной модернизации  украинской системы предупреждения о ракетном нападении. Речь идет о РЛС в Мукачево и Севастополе.

 "Совместная  разработка и производство, передача вооружений и имущества в долгосрочную аренду либо лизинг, юридические тонкости заключения офсетных контрактов, проводимых на безоплатной основе – это сложные и абсолютно новые для Украины методы интеграции. Их надо  закрепить при разработке новой Концепции военно-технического сотрудничества. Иначе, мы закрепим свою отсталость", - заявил 23 ноября Владимир Горбулин, глава Совета по внешней и оборонной политике. Свое заявление он сделал на открытии заседания

экспертной группе Национального Института Стратегических Исследований (НИСИ). На заседании представители военной науки подвергли критике промедление властей в выработке ключевых документов, определяющих оборонную политику страны.

 По словам консультанта отдела оборонных стратегий и военно-технипческой политики НИСИ Олег Александрова, основной курс ясен – это принятый недавно Закон Украины об основах внутренней и внешней политики, который определил внеблоковый статус. 

 "Но по нормам международного права, этот статус закрепляет не включение Украины в системы коллективной безопасности. В то же время, статус не ограничивает возможность участия государства в международных миротоврческих операциях. Он также не предполагает отказа от практики заключения двусторонних оборонных договоров, а также соглашений о военно-техническом сотрудничестве", - заявил Александров. По его словам, сейчас перед ОПК Украины возник главный вопрос о том, как именно власть предпишет реализовывать эти самые контракты. 

 "Большинство государств в XXI веке сделали основным акцентом своей оборонной интеграции именно новые методы –  это многостронние инженерно-изыскательские проекты, совместное производство оружия, его офсетная передача на безоплатной основе, а также лизинг (долгосрочную аренду на условиях последующего выкупа)", - подытожили эксперты НИСИ.  

Власти придется учитывать новые глобальные веяния при выработке новой государственной политки Украины в военно-технической и оборонной сферах. Ведь именно четкое понимание Украиной ее "нейтральной позиции" приводит сегодня значительным недополучениям прибыли в оружейном бизнесе. Если, например, в прошлом году экспорт оружия с Украины вырос с $1,2 млрд до $1,6 млрд, то в текущем подобных темпов в торговле уже не наблюдается.  В 2011 году оборонно-промышленный комплекс мог бы продолжить демонстрацию подобных темпов роста, но подготовка новых контрактов столкнулась с неожиданной проблемой. В нынешнем году окончивается срок действия семилетней Концепции военно-технического сотруничества Украины с иностранными государствами. А с подготовкой нового базового документа, который регулирует политику государства на внешних рынках спецтехники и вооружений, в украинском правительстве пока так и не озаботились.