Иностранные инвестиции добивают бюджет
Премьер-министр Николай Азаров остался без поддержки перед валом безналогового ввоза в Украину нефти и продуктов ее переработки
Правительство начало войну с профильными министерствами за контроль над деятельностью компаний, занимающиеся ввозом в Украину топлива без уплаты налогов. Первой "жертвой" этого противостояния стал "Нафтогаз Украины"
Контракт на поставку НАКу бензина и дизтоплива на сумму 19, 4 млрд. грн. компанией ООО "Компания "Интергал" вызвала массу нареканий со стороны Государственной финансовой инспекции (ГФИ, бывшая ГлавКРУ). В итоговом отчете о проверках, проведенных в течении последнего квартала 2010 года, подконтрольная премьер-министру Николая Азарову Инспекция заявила, что указаный выше договор был заключен с нарушением Хозяйственного кодекса. Дело в том, что на момент перечислення "Фирме "Интергал" в декабре первого транша на сумму 32,7 млн. вышеназванный договор не был внесен НАК"Нафтогаз Украины" в ее финансовый план на 2010 год.
Заявление ГФИ последовало незадолго после того, как 22 декабря Высший административный суд Украины создал угрозу многомиллиардной недоимки в госбюджете 2010-2011 годов. Суд оставил в силе предыдущие решения судов нижестоящих инстанций о праве безналогового импорта совместным предприятием "Тайстра", которая считается родственной нефтетрейдеру "Интергал".
Таким решением суд вполне очевидно показал, что у силовых структур Украины на сей предмет отсутствует команда "фас" от Президента, которому они, с недавних пор, единолично подчинены. Опасаясь бюджетной недоимки, Кабмин и Госфиниснпекция, отреагировали на подобный подход, как сумели - создали угрозу расторжения договора между "Интергал" и "Нафтогазом".
С таким подходом политические ставки спора вокруг льготного импорта начали расти. Видимо, поэтому накануне начала проверок Госфиниспекцией свои связи с "Компанией "Интергал" поспешил начисто опровергнуть почетный президент ее дочерего предприятия "Интергал Буд" и депутат Партии регионов Владимир Зубик. "Я занимался продажами нефтепродуктов семь лет назад, в 2003 году. А сейчас отношения к этому бизнесу не имею", заявил он киевской прессе, реагируя на публикации, перечисляющие активы его семьи и родственников. Самые смелые из этих публикаций уверяли, что жена депутата Елена Петрук, ее сестра Ольга Петрук, родственник депутата Андрей Зубик и львовянин Игорь Павлишин входять в число соучредителей американской Worldwide Nova Assotiation Company Ltd. (Delavair) и группы дочерних компаний украино-польского ТОВ "Тайстра".
Эта группа в 2004-2010 годы превратилась в самую загадочную проблему для всех сменявших друх друга руководителей ГНАУ и Центральной региональной Энергетической таможни. И грозит катастрофой госбюджету-2011. Потому что еще в 2004 году дочерние "Тайстра Полтава Экспресс" и "Тайстра Полтава Сервис" весьма успешно использовали отсутствие единого подхода к этой проблеме у правоохранительных органов - импортировали в Украину 5 млн тонн нефти и нефтепродуктов без уплаты налогов. Затем, в следующем 2005 году подобные операции были продолжены "Тайстрой" через ДП "Инкомтелм" и "Химотекс". В 2007 году ее другие дочерние предприятия, "Таиз", "Техно-прогресс" и "Топазия" реализовали в Украине 2,38 млн т нефти и нефтепродуктов (сумма продаж составила 5,63 млрд. грн, экономия на налогах 1,13 млрд грн.). В 2010 году ряд еще одна дочерняя компания "Тайстры", ДП "Ливела", ввезла в Украину без налогообложения 1,55 млн. тонн нефтепродуктов, став безусловным лидером на рынке импорта.
Базовую схему ухода от налогообложения всех этих поставок давала активная работа юристов. Точнее, два закона Украины и последующие решения судов, которые эти законы корректировали. Первый закон - "Об иностранных инвестициях" от 13 марта 1992 года, который до 2003 года освобождал все предприятия с прямыми иностранными инвестициями от уплаты налогов, акцизов и сборов. Второй закон схемы отменил первый. Это закон от 17 февраля 2000 года №1457-ІІІ "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения". Последующие решения судов выборочно отменили действие этого закона в отношении одного предприятия с прямыми инвестициями. Главным из них стало решение Автозаводского райсуда Кременчуга от 19 января 2004 года, которое до 2014 года восстановило действие ранее отмененного закона 1993 года. Он начал действовать лишь по отношению к "Тайстре" и всем ее как уже созданным, так и еще не созданным будущим дочерним компаниям.
Упомянутый закон 2000 года, который прекратил действие льгот 1992 года, с 2004 года создал "аккумулирующий эффект": больно ударил по целой группе остальных работавших в Украине СП с ПИИ. Налоговые и таможенные органы начали начислять им сборы и акцизы в полном объеме. Лидировала в группе пострадавших компания "Буртекс", учрежденная германо-швейцарской компанией Mabetex GmbH. Ее партнеры ("Фианит", "Актив", "Одесса Блек Си") и многочисленные дочерние компании ("Лютня", "Бриг", "Актив", "Силио"). Ныне все они, за редким исключением, буквально стерты с карты украинского большого бизнеса. Стерты, прежде всего, учредителями, которые побоялись, что их заставят платить налоги "задним числом" или "доплатить кому надо". Хотя, казалось бы, вся обойма указанных льготников уверенно числилась в списке ведущей 20-ки компаний Украины по продажам, опережая ныне доминирующие в этом списке украинские индустриальные и аграрно-пищевые предприятия-гиганты. Но ведь свято место пусто не бывает.
Тем более, что из-за разброда в стане "силовиков" никто, как в начале десятилетия, пока что не собирается выносить проблему "льготников" ни на СНБО, ни тем более, "заносить в черные списки". Исходя из этого, место фаворита судебно-правоохранительной неразберихи, судя по всему, вместо канувших в лету "Бизонов" успешно займут компании группы "Тайстра". И их малоизвестные инвесторы, тратящие немалые деньги на юридическую и административную защиту безналогового импорта. Такая перспектива повторения опыта Украиной "лихих льготных лет" и эпохи беспомощности "силовиков" не может не беспокоить премьер-министра Азарова. Премьер отвечает за наполнение госбюджета, но обладает (по сравнению с некоторыми другими "регионалами") минимальным весом в судебной власти и правоохранительных органах.
По всей видимости, из-за этого, а также из-за подозрительной аморфности самих силовых структур, премьер вынужден был дожидаться хоть какой-то реакции президента. Виктор Янукович по этому вопросу высказался 3 декабря. К этой дате итоги безналоговой работы "Тайстры" за 2010 год уже успели шокировать отечественный нефтерынок. Причем, премьер-министр добился весьма оригинальной реакции со стороны президента - глава государства почему-то поручил разобраться в происходящем не силовым структурам, а Антимонопольному комитету.
Главный же антимонопольный орган, как и следовало ожидать, в рамках своей компетенции не нашел в работе "льготников" существенных нарушений: представители этого ведомства ответили президенту просьбой подключить к расследованию неплатежей налогов более компетентные органы. Премьеру, который этими самыми органами не управляет, в такой ситуации не позавидуешь. Ему осталось, разве что, лишь давать туманные сигналы возмущения главе Минэнерго Юрию Бойко. Если конечно, можно назвать сигналом обнародование деталей принципиально непубличного (исходя из гигантской суммы) договора между "Нафтогазом Украины и компанией "Интергал". Конечно, премьер мог и призвать Президента "растолкать" аморфных силовиков. Но, похоже, Николая Янович знает о "Тайстре" что-то такое, что не позволяет ему использовать подобный вариант.