Власти вместо Фирташа запустили на шельф партнера Vanco
Украина с третьей попытки смогла пристроить на своих морских месторождениях россиян
Кабмин спустя месяц обнародовал на этой неделе свое распоряжение, которым разрешил ГАО "Черноморнефтегаз" и российской "Лукойл" совместно разработать черноморский шельф на предмет добычи нефти на трех месторождениях. С российской стороны оператором освоения структуры выступит "Калининградморнефть" (уполномоченная управляющая компания по обустройству морских месторождений группы "Лукойл"). Панируется, что украино-российский дуэт займется в первую очередь освоением единственной новой нефтегазоносной структуры отечественного шельфа Черного моря, готовой к разработке – Одесской.
Запасы проданной Одесской структуры оценены на уровне 11 млрд куб м. газа. Она расположена на расстоянии более 200 км от мыса Очертай западного берега Крыма и на расстоянии 150 км от Бухты Жебриянской в дельте Дуная Одесской области. Кроме Одесской структуры, которая за счет государственных инвестиций Украины уже подготовлена к разработке, правительство решило включить в договор с "Лукойлом" еще две нефтегазоносные структуры, которые относятся к категории разведанных и требующих доразведки. Это структура Безымянная, расположенная рядом с Одесской и имеющая перспективные извлекаемые запасы 10 млрд. куб м газа. Это также структура Субботина с перспективными извлекаемыми запасами 14 млрд. куб. м Она расположена к югу от Керченского пролива и к востоку от Прикерченской лицензионной площади ООО "Ванко Прикерченская".
По ряду причин российские нефтегазовые компании в среде украинских специалистов считались наименее перспективными для совместных проектов. Главной причиной является то, что РФ – гигант сухопутных промыслов. В то время, как доля морских технологий в добыче этой страны остается катастрофически мизерной. Такие, казалось бы, гиганты, как "Газпром" и "Роснефть", могут похватать всего лишь одним-двумя успешными морскими проектами (для сравнения, в Румынии таких 16).Что касается "Лукойла", то в РФ он считается чуть ли не единственной российской компанией, имеющей опыт масштабной промышленной разработки шельфа. Ее портфель состоит из промыслов на трех месторождениях родственных компаний "Лукойл Нижневолскнефть", "Приазовнефть" и "Калиниградморнефть". В полном соответствии с этой картиной выглядит и то, что за рубежами РФ "Лукойл" собственных морских промыслов не имеет. Все зарубежные активы этого гиганта на шельфе – это либо доли в проектах корпораций ЕС в Азербайджане, либо, совместные предпрития "Лукойл Оверсиз" с американской Vanco Energy, одним из совладельцев украинской "Ванко Прикерченська".
Последнее обстоятельство говорит, как минимум, о наличии у российской и американской компаний четкой совместной стратегии относительно Украины. Подтверждается наличие этой стратегии тем, что в 2009 году их совместный бизнес также касался нашей страны. Тогда, благодаря победе Румынии в Международном суде ООН с иском на отчуждение в Украины южного шельфа острова Змениый, собственниками приграничных месторождений Rapsodia и Trident стали именно "Лукойл" и Vanco Energy. До сделки по шельфу Змеиного, в 2008 году, "Лукойл" дал Vanco денег за 56.6%-ную долю в трех ее ведущих зарубежных проектах в Африке.
С учетом всех этих нюансов, Киеву вряд ли можно рассчитывать на то, что "Лукойл" ради трех украинских месторождений отодвинет все свои прочие аналогичные проекты, и броситься без оглядки на партнеров динамично доразведывать Субботинскую и Безымянную структуры, либо, разрабатывать структуру Одесскую.
С последней в Украины вообще как-то не сложилось. Последняя попытка привлечь иностранный промышленный капитал к освоению Одесской структуры относится к 2010 и 2008 годам. Тогда в качестве инвестора рассматривались китайские государственные корпорации CNOOC и CPMIEC (China National Offshore Oil Corporation и China National Precision Machinery Import and Export). Они согласились поставить Украине в 2011 году самопогружную плавучую морскую буровую платформу и построить подводный газопровод для освоения Одесской структуры на условиях товарного кредита, который предполагалось погашать газом будущей добычи, а также, создание украино-китайско-швецарского СП для реализации этого топлива на внутреннем рынке Украины. По ряду причин, приход китайцев не состоялся.
Такой же результат имела и предыдущая попытка продажи Одесской структуры – она состояла в заключении в 2004 году договора о совместной деятельности (ДСД) между ГАО "Черноморнефтегаз" и ЗАО "УкрГазЭнерго" Дмитрия Фирташа. В 2007 году по причине отсутствия фактических работ правительство денонсировало этот договор. Власти тогда выступали за перевод всех проектов по освоению шельфа с режима ДСД в другой режим - соглашений о совместном разделе продукции (СРП). Среди прочего, этот новый для Украины режим предполагал обязательную процедуру конкурсного отбора инвесторов с целью максимального наполнения госбюджета и понижения уровня коррупции. Нынешние власти не в восторге от режима СРП. Он дает меньше шансов на "откаты" от инвесторов, чем безконкурсный режим ДСД. Ввиду этого нечего удивляться, что в декабре, принимая решение отдать три газоносные структуры "Лукойлу", в Украине вообще не было проведено никакого конкурса.