Уроки истории: частный капитал через столетие возвращается на столичный рынок ЖКХ
Инженерные сети Киева начинали развиваться еще в XIX веке. Однако и тогда бизнес экономил на качестве и требовал повышения тарифов для населения
На волне многочисленных заявлений, как муниципальных властей Киева, так и бизнес-кругов, о необходимости отдать городские сети обеспечения населения водой, теплом и электричеством в концессию, начинаешь задумываться о возникновении всей системы. Как ни странно, рынок лишь возвращается к первоначальному этапу своего развития. Так, до 1917 года в городе появились системы централизованного водоснабжения, канализации, газового освещения – однако все они строились на условиях концессии за средства частных лиц. И позже бизнес, имея в руках эти сферы, влияющие на жизнедеятельность города, диктовал властям и населению тарифную политику. Как и сейчас – указывая на то, что без повышения тарифов улучшения качества услуг ожидать не стоит. Рассмотрим лишь историю водопровода.
Известно, что до появления централизованного водопровода, горожане использовали днепровскую воду и колодцы, которых в конце XIX века в Киеве насчитывалось свыше трехсот. Водоносные слои, тем не менее, находились близко от поверхности, и вода из колодцев не всегда была безопасной. Одновременно, в городе начали строиться многоэтажные доходные дома, и проблема отсутствия централизованного водопровода только усилилась. На этом фоне власти решаются на его строительство, однако в городской казне, как и сейчас, недоставало денег на такой серьезный проект, поэтому Киевский, подольский и волынский генерал-губернатор пригласил для исполнения работ инженера Аманда Струве. Он и заключил с городом в июле 1870 года контракт об устройстве водопровода. Для этого инженер основал "Киевское Общество водоснабжения", которое имело исключительное право на обеспечение Киева питьевой водой в течение 50 лет на условиях концессии. Кстати, если бы город захотел выкупить водопроводное хозяйство у концессионера до 1920 года (именно тогда истекал 50-летний период концессии), то он должен бы был выплатить Обществу десятикратный размер чистого ежегодного дохода за последние десять лет его эксплуатации.
В мае 1871 года была осуществлена закладка водопроводных сооружений, а уже 1 марта 72-го начала функционировать первая очередь водопровода, объединившая 147 домов в центральной части Киева. Система состояла из стальных труб диаметром до 30 см и протяженностью более чем 24 км, по которой днепровская вода поступала в дома.
Тариф за пользование водопроводом составлял 22 копейки за сто ведер. Категорически запрещалась перепродажа воды. Однако ее могли закупать на водозаборах владельцы водовозов, – по цене 10 копеек за 50 ведер, – с правом дальнейшей перепродажи по договорной цене.
Согласно техническим условиям, замена фильтра должна была осуществляться шесть раз в год. Со временем концессионеры стали экономить на замене фильтра и киевляне начали жаловаться на качество воды. Она была мутной и грязной. Известно, что очистительные фильтры пропускали в трубы не только пиявок, но и маленьких рыбок.
Концессионеры в ответ жаловались городской власти на то, что к трубам нелегально подключаются частники, что приносит убытки и понижает мощности подачи воды. А со временем стало ясно, что водопровод уже не справляется с постоянно увеличивающимся количеством потребителей.
Поэтому в 1895 году Городская дума заключила с Обществом дополнительное соглашение о строительстве нового фильтра. Кроме того, допсоглашение с концессионером предусматривало возможность использования в водоснабжении артезианской воды – более чистой, чем днепровская.
Вероятно из-за дороговизны проекта строить фильтр Обществу не хотелось, поэтому оно принялось активно бурить артезианские скважины. Первая такая скважина была заложена уже в том же 95-м году на территории Нижней водопроводной станции (сегодня – Набережное шоссе, 6). Как оказалось, водоносный горизонт с водой необходимого качества находился на стометровой глубине. Летом 1896 года вблизи первой скважины было заложено еще семь. А к 1901 году артезианской водой обеспечивалось около трети городского населения.
Интересно, что со временем у монополиста на рынке появились и конкуренты. На фоне частых взаимных обвинений городских властей и концессионеров в Киеве стали открываться частные водопроводы и артезианские скважины. И пока Общество требовало от города повысить тарифы для населения (так как только в таком случае ручались, что будут улучшать качественные и количественные показатели доставки питьевой воды) частники продавали свою воду по умеренной для горожан цене.
И совсем не верится, что будущие концессионеры киевских труб будут себя вести как-то по-другому.
По материалам: "Киев - Историческая энциклопедия" (3 MEDIA, 2000), sekonomte.kiev.ua
Фото с сайта: 2rybinsk.ru