УКРАИНА

«Газпром» «сдал» Украину своим партнерам

0

Украина перекрывает себе "транзитный вентель"

Киев теряет статус важного транзитера газа из России в Европу. Но продолжает целенаправленно выводить свою газовую инфраструктуру в свободное плавание

В конце весны в Украине начался процесс либерализации рынка импорта природного газа. В рамках этой кампании вскоре Киев также активизирует процесс свободного доступа внешних участников газового рынка к отечественным ПХГ и магистральным трубопроводам. Этот сценарий будет воплощаться в жизнь под знаменами привлечения инвестиций в газотранспортную систему. Но итогом этого процесса станет потеря Украиной позиции «основного транзитного звена» между Россией и Евросоюзом.

Вчера Министерство экономического развития и торговли Украины сообщило о том, что в апреле импорт природного газа в нашу страну осуществлялся по семи контрактам. «Таможенная стоимость апрельских объемов газа, заявленных декларантами, в перерасчете на 1 тыс. куб. м составляет $296 - в первом случае, $280 - во втором-шестом случаях и $297,58 - в седьмом», - говорится в сообщении министерства. Ведомство Андрея Клюева не уточняет список импортеров, но их не так уж и сложно вычислить. Первым является НАК «Нафтогаз Украины», закупающий голубое топливо у российского «Газпрома». Вторым - трейдер ООО «Промгаз Украины», который занимается поставками газа с Марковского газоконденсатного месторождения. Остальные пять потребителей зарубежного энергоресурса, вероятно, – химические комбинаты Украины.

Как сообщали «Комментарии», «Одесский припортовый», «Ровноазот», концерн «Стирол», черкасский «Азот» и северодонецкое объединение «Азот» получили возможность закупать газ по так называемым прямым договорам 4 апреля т.г. В этот день Кабмин внес изменения в свое же постановление №163 от 5 марта 2008 г., которыми лишил НАК статуса монопольного импортера газа. Благодаря этому решению автоматически вступило в силу правительственное распоряжение №880-р от 3 июня 2009 г., которым был утвержден список перечисленных предприятий, имеющих право «закупать импортный природный газ у нерезидентов Украины».

Всех вышеуказанных импортеров (за исключением «Нафтогаза») можно назвать «техническими». В случае с ООО «Промгаз Украины» это название справедливо потому, что эксплуатируемое ею Марковское месторождение расположено на границе украинской Луганской области и российской Ростовской. В свою очередь отечественные химкомбинаты, скорее всего, импортируют голубое топливо только по документам. В действительности же они начали потреблять 12,1 млрд. куб. м азиатского газа, отсуженные фирмой Rosukrenergo у «Нафтогаза Украины».

В таких условиях НАК де-факто как и прежде остается основным импортером газа в Украину. Де-юре же госкомпания уже потеряла статус монопольного покупателя. Этот факт противоречит «Контракту купли-продажи природного газа в 2009-2019 гг.», подписанному между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины», в соответствии с которым последний является единственным импортером голубого топлива в нашу страну. Несмотря на это в РФ спокойно относятся к расширению круга покупателей газа в Украине. Возможно, это связано с тем, что в краткосрочной перспективе Москва планирует на корню выкупить всю украинскую химическую промышленность. Хотя не исключено, что таким образом в Белокаменной попросту подыгрывают давнишним планам Киева по либерализации газового рынка. Придерживаться этой стратегии украинские чиновники начали еще весной 2009 г., когда в Брюсселе прошла международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации газотранспортной системы Украины. По ее итогам  тогдашний премьер Юлия Тимошенко подписала с еврокомиссарами и представителями Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, и Мирового банка «Совместное заявление», в рамках которого стороны договорились приступить к изучению и реализации проекта по модернизации ГТС.

Для того чтобы европейцы согласились вкладывать деньги в украинскую газовую инфраструктуру, Киев взял на себя обязательство «предоставлять третьим странам доступ к хранилищам на прозрачных коммерческих условиях и под контролем регуляторного органа». При этом Украина также заявила о готовности предоставить европейским партнерам услуги нашей ГТС для транзита их газа.

Как раз в рамках этой кампании в прошлом году Верховная Рада приняла Закон «О принципах функционирования рынка природного газа», предусматривающий «равные права доступа к единой газотранспортной системе Украины и подземным хранилищам газа для всех субъектов рынка». В ближайшей перспективе это правило вполне может начать активно использоваться, при этом толчком к этому может послужить как раз начавшаяся сейчас либерализация рынка импортеров топлива.

В таких условиях любой внешний газотрейдер уже вскоре может получить право закупать газ не на границе Украина/ЕС (как сейчас), а на рубеже Украина/Россия. При этом преференции в этой сфере будут иметь как раз будущие спонсоры модернизации украинской ГТС. Сейчас уже становится очевидно, что основные средства на ремонт «трубы» Киев ждет из Москвы.

 Фото PHL

Читайте новости Comments.UA в социальных сетях facebook и twitter.

Теги: газ. контракты, транзит, ГТС, химзаводы, Газпром, ремонт, фирташ

Версия для печати
Загрузка...
Loading...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине
властьвласть деньги деньги стиль жизнистиль жизни hi-tech hi-tech спорт спорт мир мир общество общество здоровье здоровье звезды звезды
Архив Экспорт О проекте/Контакт Информатор

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

   © «КомментарииУА:», 2016

Система Orphus