Претензии Icon Private Equity: настоящей интриги не будет?

Похоже, что  тем аналитикам банковского сектора, кто не поторопился в этом сезоне уйти в отпуск, в профессиональном смысле повезло

Сообщение пресс-службы Фонда прямых инвестиций Icon Private Equity о намерении Фонда оспорить в международных судах недавнюю продажу 30% украинского Дельта Банка американской   компании Cargill Financial Services International Inc оказалось тем информационным поводом, который в летнее безвременье невольно привлек внимание и  дал пищу для размышлений.

Что же, имеем легкий намек на интригу. Но для начала, как водится, небольшая официальная предыстория – в изложении стороны, выдвинувшей претензии к партнерам.

Дельта банк и Фонд прямых инвестиций Icon Private Equity установили рабочие отношения с момента создания финансового учреждения. В марте 2005 году Фонд заключил соглашение с Николаем Лагуном о назначении последнего президентом банка и начал предоставлять финансирование на развитие проекта в размере 86 млн. долларов. Ровно через год между сторонами было заключено акционерное соглашение о совместном развитии банка. По условиям соглашения, 70% акций Дельта Банка принадлежали Icon Private Equity. Еще через три года, в апреле 2009-го Н.Лагун выкупил 40% акций Дельта Банка у Icon Private Equity. Также стороны договорились о том, что президент банка выкупит оставшиеся 30% доли Фонда, а до этого момента обязуется проводить с капиталом банка только согласованные с Фондом действия. При этом единственным акционером банка по состоянию на апрель 2011 года официально числился Николай Лагун.

Для правильной оценки нынешней ситуации важно понимать, что взаимные обязательства и права акционеров банка изначально регулировались довольно сложной и структурированной системой договоров – это можно утверждать практически со стопроцентной уверенностью. То есть, речь идет о комплексной многофакторной сделке. Проблема в том, что внешние наблюдатели знакомы с содержанием этих документов (вернее, с выборочной частью содержащихся в них позиций) только со слов одной из сторон спора. Более того, вообще неизвестно количество договоров, регламентирующих все аспекты ситуации.

В любом случае, четыре года соглашения работали без сбоев, что позволило банку за короткий срок попасть в первую двадцатку "рейтинга" НБУ по размеру общих активов.

Общая реконструкция хронологии позволяет предположить, что именно в 2010 году в жизни банка произошли некие важные события, следствием которых стало изменения статуса взаимоотношений между Фондом и банком. Судите сами: именно в этом году руководство Дельта банка запускает процедуру продажи пакета акций банка (путем проведения дополнительной эмиссии) американской компании Cargill Financial Services International Inc. Причем делает это в соответствии с украинским законодательством, что практически снимает обвинения в непубличном характере сделки, как минимум, на ее финальной стадии. Это подтверждается тем фактом, что еще в октябре 2010 года Антимонопольный комитет Украины официально разрешил американской Cargill Financial Services International купить более 25% Дельта банка. Одобрил будущую сделку и НБУ.

При этом никаких публичных протестов со стороны Фонда с октября 2010 по июль 2011 года не наблюдалось. Более того: и сейчас Icon Private Equity фактически высказывает претензии не к продаже  акций как таковой, а к тому, что Фонд об этой сделке не был проинформирован. Как Фонд умудрился в течение почти года быть "не в курсе" процедур, по  определению носящих публичный характер, объяснить может только он сам.

Естественно, претензии Icon Private Equity вызвали интерес  масс-медиа, которые попытались получить разъяснения у Фонда относительно его позиции. Но, как сообщила  газета "Коммерсант", Icon не смог предоставить редакции  документы, подтверждающие право собственности на акции, а также суть исковых требований к Дельта Банку.

Не остался безучастным к обозначившемуся казусу Национальный банк Украины. "Экономические известия" опубликовали мнение директора юридического департамента НБУ Виктора Новикова, который, в частности, заявил, что не может комментировать какие-либо соглашения — это дела акционеров, но при этом подчеркнул, что "в целом при увеличении капитала мы всегда смотрим на соответствие всех действий нормам закона о банках и банковской деятельности". Также он добавил, что НБУ всегда очень внимательно проверяет все необходимые документы, являющиеся основанием для изменения состава акционеров банка, так как именно Центробанк дает согласие на покупку существенной доли в капитале банков (от 5%).

В принципе, как верно подметили журналисты, в настоящий момент пока только заявление пресс-службы Фонда является единственным свидетельством возможного спора вокруг акционерного капитала Дельта банка. И еще не ясно, дойдет ли дело до реального судебного разбирательства. Но некоторые наиболее дотошные эксперты, рассмотрев ситуацию, обратили внимание на следующие детали.

Во-первых, на серьезную уязвимость публичной позиции Фонда. Его руководителям, если они рассчитывают на благосклонность общественного мнения, стоило бы предъявить хоть какие-то документы, подтверждающие аргументированность претензий Icon.

Во-вторых, правая рука должна знать, что делает левая. Фонд утверждает, что изначально владел 70% Дельта Банка, затем продал 40% Лагуну и в настоящий момент "является законным бенефициаром 30% акций банка". Но на официальном сайте Icon Private Equity последнее сообщение, касающееся Дельта Банка, относится к июню 2008 года и утверждает, что Фонд владеет 49% банка. Вся эта путаница и таинственность (нежелание подтверждать обвинения документами), честно говоря, не создают атмосферу доверия к заявлениям Фонда.

В-третьих, насколько можно судить,  с юридической точки зрения позиции Фонда также далеки от идеальных. Хотя бы потому, что в соответствии с украинскими законами любая дополнительная эмиссия, проведенная в рамках законной процедуры, является действительной независимо от условий соглашения акционера с третьей стороной. При этом юристы указывают на то обстоятельство, что в компетенцию судов, находящихся за пределами Украины, не входит рассмотрение вопросов относительно действительности дополнительной эмиссии акций банка, зарегистрированного в нашей стране.

Таким образом, общий вывод сторонних наблюдателей пока таков: истинные причины зародившейся на прошлой неделе интриги вокруг покупки пакета акций Дельта банка компанией Cargill, находятся, скорее всего, не в правовой плоскости. Поэтому в ближайшее время мы либо получим более весомые подтверждения ущемления интересов Icon Private Equity, либо эмоции улягутся и интрига умрет, так и не достигнув фазы полноценного разбирательства…

 Фото shutterstock.com/