За кредиты украинской железной дороге бьются российские банки первой десятки – источник
Накануне заключения Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины самых больших в ее истории контрактов на поставку 500 новых локомотивов, сразу несколько крупнейших российских и украинских банков изъявили желание участвовать в финансировании этих договоров. Об этом сообщил источник в одном из российских банков, участвующих в переговорах с «Укрзализныцей»
Напомним, 20 июля "Укрзализныця" подписала меморандумы с украинским заводом "Лугансктепловоз" (собственник - "Трансмашхолдинг") и грузинским "Электровозостроителем" на производство и поставку 292 и 141 грузовых локомотивов соответственно. Газета "Коммерсант-Украина" оценила возможный объем контрактов в 2,1 млрд долларов США и высказала предположение, что кредитовать такую сумму будет консорциум банков.
Большую заинтересованность к участию в программе обновления локомотивного парка проявила российская компания "Синара", которая в ближайшее время проведет презентацию своего локомотива для вице-премьера-министра инфраструктуры Бориса Колесникова и руководства "Укрзализныци".
11 августа украинский Кабинет министров утвердил пятилетнюю программу обновления локомотивного парка "Укрзализныци", выполнив задачу, поставленную ранее президентом Украины Виктором Януковичем и вице-премьером Украины Борисом Колесниковым. Кабмин согласовал покупку более 500 новых локомотивов за сумму в 3,5 млрд долларов.
Среди российских банков, ведущих переговоры с "Укрзализныцей" о кредитовании, источник называет Сбербанк, Внешэкономбанк, ВТБ Банк и ряд европейских банков.
"Сейчас переговоры вышли на финальный этап. Украинская железная дорога обсуждает возможность получения кредитов с годовой ставкой в размере 14%", - сообщил источник.
На днях "Укрзализныця" объявила о том, что все текущие финансовые обязательства предприятия погашаются в соответствии с графиком, и за первые восемь месяцев этого года было выплачено около 280 млн долларов по кредитам и облигациям внутреннего займа. В частности, практически полностью погашен кредит Deutsche Bank в размере 700 млн долларов, который привлекался для строительства автомобильно-железнодорожного перехода через Днепр в украинской столице (последние выплаты должны осуществиться в октябре), а также кредит Barclays Bank в размере 350 млн долларов.
При предлагаемом уровне доходности и при консорциумной форме кредитования данный финансовый проект выглядит достаточно безопасным. Об этом в комментарии РБК-Украина рассказал руководитель отдела аналитики инвестиционной компании Foyil Securities Алексей Некраса.
Эксперт отмечает, что интерес крупнейших российских банков к кредитованию Укрзализныци закономерен: "Российские банки сами по себе имеют большие финансовые возможности, чем украинские. Также одним из исполнителей по проекту является "Лугансктепловоз", принадлежащий российской компании "Трансмашхолдинг", и российским банкам выгодно финансировать развитие своих компаний, независимо от того где они находятся".
При этом Некраса предполагает, что кредитовать приобретение локомотивов будет не одно финучреждение, а консорциум банков: "С учетом значительной суммы предполагаемого кредитования можно прогнозировать, что, скорее всего, финансирование будет консорциумным, то есть будет иметь место пул банков-кредиторов".
Эксперт допускает, что в финансировании Укрзализныци могли бы участвовать и крупные украинские госбанки - Укрэксимбанк и Ощадбанк. "К этому их может подтолкнуть государственная форма собственности заемщика. Тем более что Ощадбанк в последнее время активно кредитует энергогенерирующие компании", - отмечает Алексей Некраса.
По словам эксперта, предполагаемая заемщиком процентная ставка в 14% годовых является достаточно привлекательной для кредиторов, так как покрывает показатель инфляции. "Дополнительным фактором интереса является то, что Укрзализныця принадлежит государству, и даже в случае сложного финансового положения заемщика власти найдут способ ему помочь, чтобы не подмочить свою репутацию", - добавляет Алексей Некраса.
С другой стороны, очередное увеличение долговой нагрузки транспортного монополиста явно не скажется позитивно на его финансовом положении, и выход Алексей Некраса видит в реструктуризации Укрзализныци: "Чем больше Укрзализныця берет долгов, тем сложнее привлекать новые кредиты и обслуживать старые. Чтобы в дальнейшем нормально функционировать и не испытывать финансовых проблем, Укрзализницю придется реструктуризировать, в том числе каким-то образом повышать доходность пассажирских перевозок. Этого можно добиться повышением тарифов, регулированием перевозок льготных категорий пассажиров и так далее. Грузовые перевозки были и остаются прибыльными для госкомпании".