Главная Новости Бизнес Кто зарабатывает на запрете рекламы сигарет
commentss НОВОСТИ Все новости

Кто зарабатывает на запрете рекламы сигарет

За последний год общественные организации, которые выступают против курения, инициировали сразу несколько законопроектов, задача которых – сокращение количества курильщиков в стране

21 сентября 2011, 11:42
Поделитесь публикацией:
Кто зарабатывает на запрете рекламы сигарет

Один из документов содержал запрет на курение в собственном доме, если при этом нарушается чье-либо право на чистый воздух. Другой документ предлагал запретить курение за рулем. А сколько шума было вокруг предложения запретить продажу сигарет в малых архитектурных формах – киосках, маленьких магазинах. Каждый законопроект провоцировал бурные дискуссии, новости о них пестрели ссылками на все новые и новые исследования, примерами из других стран, цитатами. В результате у украинцев за последний год сложилось впечатление, что проблемы наркомании и СПИДа в стране уже практически нет, алкоголизм побороли, и самая острая проблема в Украине – табакокурение. Только вот так ли это на самом деле? Кому выгодно заострять именно табачную тему? И как быть с огромным количеством информации, часто непроверенной и популистской?

Самый обсуждаемый законопроект, "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (относительно запрета на рекламу, спонсорство и стимулирование продаж табачных изделий, регистр. №5164), был принят Верховной Радой в первом чтении, далее была создана рабочая группа, которая готовила его ко второму чтению. Документ даже выносился на общественные слушания. Авторы ссылаются на тот факт, что Украина в 2006 году ратифицировала Рамочную конвенцию Всемирной Организации Здравоохранении по борьбе с табаком, и теперь должна ужесточить регулирование табачной отрасли. Мы слушаем и верим. А потом оказывается, что все свои обязательства по Конвенции Украина выполнила, и наше законодательство в отношении табака самое строгое в СНГ и в отдельных вопросах строже, чем в европейских странах.

Чем же объяснить такую гиперактивность общественных организаций, депутатов и отдельных медиа в вопросе ограничения рекламы для производителей сигарет? Ответ можно найти на сайте Фонда Блумберга, где в открытом доступе есть информация о суммах, которые были направлены Фондом в Украину для борьбы с табачной отраслью. За последние годы это более миллиона гривен, которые и тратятся на заказ ТВ сюжетов, оплату работы активистов, которых регулярно собирают под стенами парламента, организацию публичных мероприятий и, самое главное, стимулирование законодательной инициативы в данном вопросе.

Эксперты Института государства и права им. В.М. Корецкого не раз говорили, что Рамочная конвенция не может обязать Украину, как и любое другое государство,  принимать какие-либо конкретные решения, ее положения носят рекомендательный характер. Но их мнение заглушает шум антитабачных пресс-конференций. Участники конференций говорят о том, что, согласно статье 13 (о запрете рекламы табачных изделий), в Украине необходимо запретить все коммуникации, исходящие от табачных компаний, в том числе в точках продаж. Эксперты возражают – у нас уже запрещена реклама сигарет (на радио, телевидении, внешних носителях и в печатных изданиях, кроме специализированных), а коммуникация с потребителем необходима в любом сегменте товаров ежедневного потребления, которыми являются сигареты. Но к экспертам не успевают прислушаться, потому что начинается очередное выступление общественных организаций. Вот такой уровень дискуссии.

Курильщикам нет необходимости напоминать, что в последние несколько лет украинский парламент неоднократно повышал ставки акциза на сигареты. За это время средняя цена на сигареты с фильтром увеличилась в 3 раза, без фильтра – более чем в 4 раза. Это далеко не единственное следствие отечественной фискальной политики. При этом, по данным Государственного комитета статистики, объем производства табачных изделий сократился на 11% в 2010 году по сравнению с 2009. Легальный производитель сокращает производство, а его место занимают контрабандисты и кустарное производство. За два последних года доля контрабандной табачной продукции, потребляемой украинцами, достигла 7,2% (по данным АС Нильсен), хотя ещё год назад контрабанда занимала  менее 2% рынка. По данным участников рынка, в прошлом году украинцы выкурили около 15 млрд. штук контрабандных и поддельных сигарет, что в 15 (!) раз превышает показатель 2005 года и в 2,2 раза – показатель 2009-го. Запрет на коммуникацию с потребителем, когда главным источником информации о наличии и характеристиках сигарет станет продавец, усугубит эту тенденцию.  А государственный бюджет потеряет существенную часть поступлений от "табачных" налогов.

Проблема нелегальной продажи сигарет требует комплексного подхода, тем более, что мы были свидетелями ошибок других стран в этом вопросе. Например, в Болгарии, где акциз на сигареты вырос на 88% за два года (с 2008 по 2010), объем контрабандной продукции, потребляемой в стране, вырос с 15% до 40%. В результате, государственный бюджет не получил ожидаемых поступлений от акциза, и прогнозы в отношении сокращения количества курильщиков также не оправдались. Аналогичными примерами могут служить Румыния и Великобритания. В Германии борьба с проникновением на рынок безакцизных сигарет проиграна: в 2010 году немцы выкурили порядка 22 млрд. шт. нелегальных сигарет, что составляет 40% всего рынка табака. В Литве нелегальная табачная продукция занимает от 39 до 58% рынка, в зависимости от региона. При этом 66% населения оправдывают потребление контрабандных сигарет. В Ирландии с 2008 года объем контрабанды сигарет вырос в два раза. Каждая четвертая сигарета в стране — контрабандная. В Ирландию их везут отовсюду — из других стран ЕС, из Китая и даже из арабских стран. Ведь это выгодно, да и жесткие ограничения по рекламе и продаже легальных сигарет играют скорее на руку контрабандистам. Ещё один пример – Канада. За прошедшее десятилетие страна превратилась сначала в один из мировых центров по борьбе с курением, а затем – в центр контрабандной торговли сигаретами. Каждая третья выкуренная в Канаде сигарета – контрабандная или поддельная. В Онтарио их доля достигает 48%, в Квебеке – 40%.За год в Канаде продается более 13 млрд. контрабандных сигарет. Из-за них бюджет Канады ежегодно теряет более 2 млрд. долларов (16,1 млрд. грн.).  И в этом есть заслуга чрезмерных ограничений свобод курильщиков.

В сложившейся ситуации такие факты нельзя игнорировать. Сокращение производства, рост теневого рынка, нестабильная регуляторная среда – эти факторы уже существенно изменили украинскую табачную отрасль, которая, кстати, генерирует 8% государственного бюджета Украины. Чтобы не допустить таких последствий, как в Болгарии, Канаде, Германии и т.п.,  необходимо абстрагироваться от информационного шума и помнить о том, что государственное регулирование должно быть последовательным.

Введение новых запретов, за нарушениями которых невозможно уследить, это популизм в чистом виде. Необходимо контролировать выполнение действующих законов и соблюдение существующих ограничений в сфере табачных изделий. Вместо отдельных инициатив, которые провоцируют возмущение владельцев киосков, водителей или ещё кого-нибудь, нам нужна комплексная программа, направленная на борьбу с курением среди несовершеннолетних и пропаганду здорового образа жизни. И эта задача куда сложнее, чем разрушение основ табачного бизнеса.



Читайте Comments.ua в Google News
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник: Игорь Немцов
comments

Новости партнеров


Новости

Подписывайтесь на уведомления, чтобы быть в курсе последних новостей!