Газовый консорциум станет последней иллюзией

Запланированное к концу года разукрупнение НАК «Нафтогаз Украины» вкупе с обещанием создать на его осколках консорциум представляется последним шансом украинской власти получить ценовые подачки от Кремля

Власти Украины принялись за реализацию очередной идеи относительно удешевления импортного газа до $190–210/тыс м3. На сей раз экспромтов не предусматривается. Уменьшения цены предполагается достичь по хорошо знакомой и уже применявшейся в 2001–2007 годах схеме — с помощью создания Международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).

Впервые официально анонсируя эту инициативу 16 сентября, представители Минэнерго постарались не сообщать о предполагаемом профиле основной деятельности будущего предприятия и методах, благодаря которым эта деятельность принесет Украине снижение цен. На европейском рынке долгосрочных трубопроводных поставок газа существуют три схемы работы консорциумов: "строительство — эксплуатация — владение", "строительство — эксплуатация" и "эксплуатация/торговля". И только в зависимости от выбранного профиля можно говорить о реальных, а не мифических методах, с помощью которых Украина может превратить консорциум в инструмент снижения цены.

Самый заурядный способ — это эпизодическая закупка определенного объема газа Украиной в счет товарного погашения другими учредителями консорциума стоимости их взносов в капитал. Такой вариант станет возможным, если схемой деятельности консорциума станет "строительство — эксплуатация — владение". Тогда взносом государства в его капитал может стать вся украинская ГТС, оцененная, например, на сумму $130 млрд. А взносом зарубежных партнеров, привлеченных в консорциум, будет поставка газа на такую же условную сумму (если раздел долей происходит по принципу 50% государство и 50% инвесторы). Благодаря такому методу Украина уже в 2012 году может одноразово получить газ по $190–210/тыс. м3 в объеме, которого ей хватит на два-три года обильного и беспроблемного потребления. Затем, когда оплата учредительских вносов окончится, завершится и разовый ценовой допинг. А государство навсегда утратит право собственности на ГТС.

Пока украинское законодательство это запрещает. Поэтому возможными для Украины профилями работы консорциума могут быть схемы "строительство — эксплуатация" и "эксплуатация/торговля". Первый профиль наиболее затратный, и потому очень предпочтительный для вороватой украинской нефтегазовой бюрократии. Но Киев успел дискредитировать этот профиль еще в 2001–2007 годах из-за полного провала работы украинско-российского консорциума, созданного для реконструкции газопровода Новопсков — Богородчаны — Дашава — Ужгород. Правда, в Украине успешно работает аналогичный во многом украинско-российско-турецкий консорциум ЗАО "Газтранзит", который реконструировал газопровод Тальное — Ананьев — Измаил. Однако увеличения поставок газа в данном направлении не произошло, а неплохо заработать на этом проекте смог только "Газпром", который в итоге скупил всех турецких соучредителей ЗАО.

Таким образом, из всех известных профилей работы перспективного консорциума наиболее реальной выглядит схема "эксплуатация/торговля". В этом случае Украина будет таким же инвестором-учредителем, как и все остальные, кого смогут привлечь. Позитив этого профиля очевиден — если партнерами Киева станут опытные европейские корпорации, они вполне смогут закупать газ на восточной границе Украины и РФ по цене, которая может оказаться ниже цены, которая предусмотрена ныне действующими украинско-российскими газовыми соглашениями. Наиболее вероятным партнером для такого профиля работы может оказаться компания Shell. С недавних пор она крайне нуждается в доступе к украинской ГТС, поскольку заключила в конце лета соглашение о разработке группы крупных месторождений на востоке Украины. Кроме нее, на диалог с нынешней украинской властью вполне могут пойти давние партнеры "Газпрома" — Wintershall и RWE. Они традиционно закупают газ на западном и южном выходах с ГТС Украины для своих крупных дочерних предприятий в Румынии и Чехии.

Но как бы ни сложились отношения с этими и другими возможными инвесторами, следует помнить, что идея о создании консорциума уже шестая за последние полтора года попытка Киева добиться снижения цены на импортный газ. И все предыдущие попытки особым успехом не увенчались. Не оправдались надежды уговорить РФ разблокировать транзит газа из Средней Азии, суд над экс-премьером Юлией Тимошенко так и не дал оснований для пересмотра действующего ныне договора на поставку газа. Идея о возможном объединении активов "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины" благо так осталась идеей, а широко известные харьковские соглашения дали лишь временное и несущественное снижение цены. О самой первой попытке снизить цену — заключении Сочинских инициатив премьер-министров Украины и РФ — и вовсе забыли. К сегодняшнему дню из предусмотренных этими инициативами украинско-российских СП в девяти секторах украинской экономики худо-бедно заработать смогли лишь два — в авиастроении и производстве топлива для АЭС ("ОАК Антонов" и СП "Ядерное Топливо"/ "ТВЭЛ").

Череда этих безуспешных попыток свидетельствует, что переговоры о создании новых предприятий на базе украинской ГТС — это явно последний шанс нынешней украинской власти доказать свою дееспособность в газовой сфере. Ведь сдавать или обещать российским политикам больше нечего. Остались лишь обещания создать безпрофильный газовый консорциум и передать этому предприятию, "которое занимается всем", доли в управлении или капитале "Нафтогаза Украины". Структура активов которого, кстати, весьма скоропалительно готовится к разукрупнению.

Ведущие международные консорциумы по транспорту газа в странах ЕС 

Наименование предприятия

Маршрут газопроводов

Оператор

Владельцы долей или акционеры

"Строительство-эксплуатация-владение"

Trans Europa Naturgas Pipeline (TENP)

Нидерланды-Германия-Швейцария    

E.On Ruhrgas

E.On Ruhrgas (51%), ENI (49%)

Sociedad para el Estudio y Promocion del Gasoducto Argelia-Europa (MedGaz)   

Алжир- Испания-Франция

CEPSA  

Sonatrach, CEPSA, Iberdrola, Endesa, Gaz de France

Gasdotto Algeria Sardegna Italia (GALSI)

Алжир-Сардиния-Италия

Edison S.p.A.

Sonatrach, Edison S.p.A.,
Ene, Сардиния, Hera Trading

Enrico Mattei gas pipeline Сo. Ltd (бывший TransMed)

Алжир-

Тунис-

Италия-Словения

Госкомпании  стран-участниц компании по своим секциям

ENI, Sonatrach, Sotugat

Greenstream pipeline

Ливия-Италия (недостроен в Ливии)

Agip Gas
(ENI Group, государственная)

ENI, National Oil Corp.of Libia

Norpipe natural gas pipeline

Норвегия-Германия

Gassco
(государственная)

Statoil, Petoro, ConocoPhillips, ENI, ExxonMobil, Norsea Gas, Royal Dutch Shell, Total, DONG

Trans Adriatic Pipeline (TAP)

Турция-Греция-Болгария-Македония-Албания
(недостроен)

TАР

EGL, Statoil, E.ON Ruhrgas

"Строительство-эксплуатация"

Arab Gas pipelines
(бывший Euro-Arab Mashreq Gas)

Египет-Иордания-Сирия-Турция
(недостроен в Сирии)

Госкомпании  стран-участниц по своим секциям

Госкомпании стран-участниц

Pedro Duran Farell pipeline (бывший Maghreb Europе Pipeline)

Алжир-Испания

Spanish Gas Natural
(государственная)

Госкомпании стран-участниц

Trans Austria Gasleitung GmbH (TAG)

Италия-Австрия



OMV
(государственная)

ENI (89%), OMV (11%)

Skanled

Норвегия-Швеция-Дания

Gassco
(государственная)

Petoro, Skagerak Energi, E.ON Ruhrgas, PGNiG,
Energinet.dk VNG Verbundnetz Gas ,Gasunie,
Göteborg Energi

"Эксплуатация-торговля"

Slovensky plynarsky priemysel (SPP)

Украина-Словения-Чехия

Slovak Gas Holding
(по 50% акций владеют E.On Ruhrgas и GDF Suez)

Slovak National Property Fund, Slovak Gas Holding

New Europe Transmission System (NETS)

Украина-Венгрия-Хорватия

Госкомпании  стран-участниц по своим секциям

Transgaz, FGSZ , BH-Gas, Geoplin, OMV, Plinacro,
Srbijagas, Bulgartransgaz