Рубрики
МЕНЮ
Антон Корнилов
Власти Украины принялись за реализацию очередной идеи относительно удешевления импортного газа до $190–210/тыс м3. На сей раз экспромтов не предусматривается. Уменьшения цены предполагается достичь по хорошо знакомой и уже применявшейся в 2001–2007 годах схеме — с помощью создания Международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).
Впервые официально анонсируя эту инициативу 16 сентября, представители Минэнерго постарались не сообщать о предполагаемом профиле основной деятельности будущего предприятия и методах, благодаря которым эта деятельность принесет Украине снижение цен. На европейском рынке долгосрочных трубопроводных поставок газа существуют три схемы работы консорциумов: "строительство — эксплуатация — владение", "строительство — эксплуатация" и "эксплуатация/торговля". И только в зависимости от выбранного профиля можно говорить о реальных, а не мифических методах, с помощью которых Украина может превратить консорциум в инструмент снижения цены.
Самый заурядный способ — это эпизодическая закупка определенного объема газа Украиной в счет товарного погашения другими учредителями консорциума стоимости их взносов в капитал. Такой вариант станет возможным, если схемой деятельности консорциума станет "строительство — эксплуатация — владение". Тогда взносом государства в его капитал может стать вся украинская ГТС, оцененная, например, на сумму $130 млрд. А взносом зарубежных партнеров, привлеченных в консорциум, будет поставка газа на такую же условную сумму (если раздел долей происходит по принципу 50% государство и 50% инвесторы). Благодаря такому методу Украина уже в 2012 году может одноразово получить газ по $190–210/тыс. м3 в объеме, которого ей хватит на два-три года обильного и беспроблемного потребления. Затем, когда оплата учредительских вносов окончится, завершится и разовый ценовой допинг. А государство навсегда утратит право собственности на ГТС.
Пока украинское законодательство это запрещает. Поэтому возможными для Украины профилями работы консорциума могут быть схемы "строительство — эксплуатация" и "эксплуатация/торговля". Первый профиль наиболее затратный, и потому очень предпочтительный для вороватой украинской нефтегазовой бюрократии. Но Киев успел дискредитировать этот профиль еще в 2001–2007 годах из-за полного провала работы украинско-российского консорциума, созданного для реконструкции газопровода Новопсков — Богородчаны — Дашава — Ужгород. Правда, в Украине успешно работает аналогичный во многом украинско-российско-турецкий консорциум ЗАО "Газтранзит", который реконструировал газопровод Тальное — Ананьев — Измаил. Однако увеличения поставок газа в данном направлении не произошло, а неплохо заработать на этом проекте смог только "Газпром", который в итоге скупил всех турецких соучредителей ЗАО.
Таким образом, из всех известных профилей работы перспективного консорциума наиболее реальной выглядит схема "эксплуатация/торговля". В этом случае Украина будет таким же инвестором-учредителем, как и все остальные, кого смогут привлечь. Позитив этого профиля очевиден — если партнерами Киева станут опытные европейские корпорации, они вполне смогут закупать газ на восточной границе Украины и РФ по цене, которая может оказаться ниже цены, которая предусмотрена ныне действующими украинско-российскими газовыми соглашениями. Наиболее вероятным партнером для такого профиля работы может оказаться компания Shell. С недавних пор она крайне нуждается в доступе к украинской ГТС, поскольку заключила в конце лета соглашение о разработке группы крупных месторождений на востоке Украины. Кроме нее, на диалог с нынешней украинской властью вполне могут пойти давние партнеры "Газпрома" — Wintershall и RWE. Они традиционно закупают газ на западном и южном выходах с ГТС Украины для своих крупных дочерних предприятий в Румынии и Чехии.
Но как бы ни сложились отношения с этими и другими возможными инвесторами, следует помнить, что идея о создании консорциума уже шестая за последние полтора года попытка Киева добиться снижения цены на импортный газ. И все предыдущие попытки особым успехом не увенчались. Не оправдались надежды уговорить РФ разблокировать транзит газа из Средней Азии, суд над экс-премьером Юлией Тимошенко так и не дал оснований для пересмотра действующего ныне договора на поставку газа. Идея о возможном объединении активов "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины" благо так осталась идеей, а широко известные харьковские соглашения дали лишь временное и несущественное снижение цены. О самой первой попытке снизить цену — заключении Сочинских инициатив премьер-министров Украины и РФ — и вовсе забыли. К сегодняшнему дню из предусмотренных этими инициативами украинско-российских СП в девяти секторах украинской экономики худо-бедно заработать смогли лишь два — в авиастроении и производстве топлива для АЭС ("ОАК Антонов" и СП "Ядерное Топливо"/ "ТВЭЛ").
Череда этих безуспешных попыток свидетельствует, что переговоры о создании новых предприятий на базе украинской ГТС — это явно последний шанс нынешней украинской власти доказать свою дееспособность в газовой сфере. Ведь сдавать или обещать российским политикам больше нечего. Остались лишь обещания создать безпрофильный газовый консорциум и передать этому предприятию, "которое занимается всем", доли в управлении или капитале "Нафтогаза Украины". Структура активов которого, кстати, весьма скоропалительно готовится к разукрупнению.
Ведущие международные консорциумы по транспорту газа в странах ЕС
Наименование предприятия |
Маршрут газопроводов |
Оператор |
Владельцы долей или акционеры |
"Строительство-эксплуатация-владение" |
|||
Trans
Europa Naturgas Pipeline (TENP) |
Нидерланды-Германия-Швейцария |
E.On Ruhrgas |
E.On Ruhrgas (51%), ENI (49%) |
Sociedad para el Estudio y Promocion del Gasoducto Argelia-Europa (MedGaz) |
Алжир- Испания-Франция |
CEPSA |
Sonatrach, CEPSA, Iberdrola, Endesa, Gaz de France |
Gasdotto Algeria Sardegna Italia (GALSI) |
Алжир-Сардиния-Италия |
Edison S.p.A. |
Sonatrach, Edison S.p.A., |
Enrico Mattei gas pipeline Сo. Ltd (бывший TransMed) |
Алжир- Тунис- Италия-Словения |
Госкомпании стран-участниц компании по своим секциям |
ENI, Sonatrach, Sotugat |
Greenstream pipeline |
Ливия-Италия (недостроен в Ливии) |
Agip Gas |
ENI, National Oil Corp.of Libia |
Norpipe natural gas pipeline |
Норвегия-Германия |
Gassco |
Statoil, Petoro, ConocoPhillips, ENI, ExxonMobil, Norsea Gas, Royal Dutch Shell, Total, DONG |
Trans Adriatic Pipeline (TAP) |
Турция-Греция-Болгария-Македония-Албания |
TАР |
EGL, Statoil, E.ON Ruhrgas |
"Строительство-эксплуатация" |
|||
Arab
Gas pipelines |
Египет-Иордания-Сирия-Турция |
Госкомпании стран-участниц по своим секциям |
Госкомпании стран-участниц |
Pedro Duran Farell pipeline (бывший Maghreb Europе Pipeline) |
Алжир-Испания |
Spanish Gas Natural |
Госкомпании стран-участниц |
Trans Austria Gasleitung GmbH (TAG) |
Италия-Австрия |
OMV |
ENI (89%), OMV (11%) |
Skanled |
Норвегия-Швеция-Дания |
Gassco |
Petoro, Skagerak Energi, E.ON Ruhrgas, PGNiG, |
"Эксплуатация-торговля" |
|||
Slovensky plynarsky priemysel (SPP) |
Украина-Словения-Чехия |
Slovak Gas Holding |
Slovak National Property Fund, Slovak Gas Holding |
New Europe Transmission System (NETS) |
Украина-Венгрия-Хорватия |
Госкомпании стран-участниц по своим секциям |
Transgaz, FGSZ , BH-Gas, Geoplin,
OMV, Plinacro, |
Новости партнеров
Новости